Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРАСТНА́Я СЕДМИ́ЦА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 290-291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Рубан
Цикл Страстей Христовых на оборотной стороне полиптиха Дуччо ди Буонинсеньи «Маэста». 1308–11. Музей собора (Сиена).

СТРАСТНА́Я СЕДМИ́ЦА (Не­де­ля стра­даний), ка­лен­дар­ный цикл, по­свя­щён­ный вос­по­ми­на­нию по­след­них дней зем­ной жиз­ни Ии­су­са Хри­ста, Его смер­ти и по­гре­бе­нию (с по­не­дель­ни­ка по­сле празд­ни­ка Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим и до ноч­но­го пас­халь­но­го бо­го­служе­ния).

В пра­во­слав­ной Церк­ви ка­ж­дый день С. с. на­зы­ва­ет­ся свя­тым и ве­ли­ким. За ка­ж­дым из них за­кре­п­ле­но бо­го­слу­жеб­ное вос­по­ми­на­ние оп­ре­де­лён­ных со­бы­тий еван­гель­ской ис­то­рии и их вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов, а так­же притч и по­уче­ний Ии­су­са Хри­ста.

Осн. те­мы Ве­ли­ко­го по­не­дель­ни­ка: близ­кие стра­да­ния Спа­си­те­ля сим­во­ли­зи­ру­ют­ся жиз­нью Ио­си­фа, про­дан­но­го за­ви­ст­ли­вы­ми брать­я­ми (Быт. 37 гл.). Не­бла­го­дар­ность из­ра­иль­ско­го на­ро­да вы­ра­жа­ют прит­чи о бес­плод­ной смо­ков­ни­це, двух сы­новь­ях и злых ви­но­гра­да­рях. Урок ис­то­рии – в скорб­ном про­ро­че­ст­ве о раз­ру­ше­нии Ие­ру­са­ли­ма (Мф. 21:18–43; 24:3–35).

Прит­чи Ве­ли­ко­го втор­ни­ка (о де­ся­ти де­вах и та­лан­тах; про­ро­че­ст­во о Страш­ном су­де) при­зы­ва­ют к по­сто­ян­но­му бодр­ст­во­ва­нию и ис­поль­зо­ва­нию дан­ных Бо­гом та­лан­тов (Мф. 24:36–26:2).

Смы­сло­вым цен­тром Ве­ли­кой сре­ды ста­но­вят­ся два про­ти­во­по­лож­ных по смыс­лу со­бы­тия: по­кая­ние греш­ни­цы, бла­го­дар­но воз­лив­шей дра­го­цен­ное ми­ро на но­ги Ии­су­са, и пре­да­тель­ст­во Иу­ды Ис­ка­рио­та (Мф. 26:6–16).

В Ве­ли­кий чет­верг Хри­стос вку­ша­ет с апо­сто­ла­ми по­след­нюю в зем­ной жиз­ни пас­халь­ную тра­пе­зу, позд­нее на­зван­ную Тай­ной ве­че­рей; го­во­рит о за­клю­че­нии с людь­ми Но­во­го За­ве­та (сою­за) и ус­та­нав­ли­ва­ет та­ин­ст­во Ев­ха­ри­стии.

В Ве­ли­кую пят­ни­цу вспо­ми­на­ет­ся арест Гос­по­да, не­пра­вед­ный суд, рас­пя­тие, спа­си­тель­ные Стра­сти Хри­сто­вы, Кре­ст­ная смерть и по­гре­бе­ние в гроб­ни­це Ио­си­фа Ари­ма­фей­ско­го. В па­мять этих со­бы­тий со­вер­ша­ет­ся ут­ре­ня с чте­ни­ем 12 «Стра­ст­ных Еван­ге­лий» – от­рыв­ков из че­ты­рёх Еван­ге­лий, рас­пре­де­лён­ных по хро­но­ло­гич. прин­ци­пу и ох­ва­ты­ваю­щих со­бы­тия от Тай­ной ве­че­ри до по­гре­бе­ния Спа­си­те­ля. В обыч­ной пра­во­слав­ной прак­ти­ке эта служ­ба со­вер­ша­ет­ся на­ка­ну­не ве­че­ром. В Ие­ру­са­ли­ме хри­стиа­не сле­ду­ют по ули­цам «Скорб­ным пу­тём» (лат. Via Dolorosa). Днём по­сре­ди хра­ма по­ла­га­ет­ся ико­на с изо­бра­же­ни­ем умер­ше­го и оп­ла­ки­вае­мо­го Ии­су­са Хри­ста (см. Пла­ща­ни­ца). Ве­че­ром со­вер­ша­ет­ся «Чин по­гре­бе­ния».

В Ве­ли­кую суб­бо­ту ве­рую­щие пе­ре­жи­ва­ют пре­бы­ва­ние Гос­по­да те­лом во гро­бе, со­ше­ст­вие ду­шою во ад, его раз­ру­ше­ние и пре­одо­ле­ние смер­ти. Ли­тур­гия Ве­ли­кой суб­бо­ты яв­ля­ет­ся пре­лю­ди­ей празд­но­ва­ния Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, о чём го­во­рят за­ме­на бо­го­слу­жеб­ных риз и всех по­кро­вов в хра­ме с чёр­ных на бе­лые и чте­ние еван­гель­ско­го фраг­мен­та о вос­кре­се­нии Спа­си­те­ля.

За­вер­ша­ет­ся С. с. ве­ли­ко­по­ст­ной по­лу­нощ­ни­цей, пе­ре­хо­дя­щей в пас­халь­ный кре­ст­ный ход, сим­во­ли­зи­рую­щий жён-ми­ро­но­сиц, шед­ших ко гро­бу Спа­си­те­ля и из­ве­щён­ных о Его вос­кре­се­нии пе­ред вхо­дом в гро­бо­вую пе­ще­ру.

Бо­го­слу­жеб­ные тек­сты С. с. со­дер­жат­ся в Трио­ди По­ст­ной (см. Три­одь По­ст­ная и Цвет­ная) и отд. из­да­ни­ях.

Лит.: Иль­ин В. Н. За­пе­ча­тан­ный гроб. Пас­ха не­тле­ния (объ­яс­не­ние служб Стра­ст­ной сед­ми­цы и Пас­хи). [Сер­ги­ев По­сад], 1995; Ру­бан Ю. Пас­ха. Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние. СПб., 2009.

Вернуться к началу