СТРАСТНА́Я СЕДМИ́ЦА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРАСТНА́Я СЕДМИ́ЦА (Неделя страданий), календарный цикл, посвящённый воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его смерти и погребению (с понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим и до ночного пасхального богослужения).
В православной Церкви каждый день С. с. называется святым и великим. За каждым из них закреплено богослужебное воспоминание определённых событий евангельской истории и их ветхозаветных прообразов, а также притч и поучений Иисуса Христа.
Осн. темы Великого понедельника: близкие страдания Спасителя символизируются жизнью Иосифа, проданного завистливыми братьями (Быт. 37 гл.). Неблагодарность израильского народа выражают притчи о бесплодной смоковнице, двух сыновьях и злых виноградарях. Урок истории – в скорбном пророчестве о разрушении Иерусалима (Мф. 21:18–43; 24:3–35).
Притчи Великого вторника (о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде) призывают к постоянному бодрствованию и использованию данных Богом талантов (Мф. 24:36–26:2).
Смысловым центром Великой среды становятся два противоположных по смыслу события: покаяние грешницы, благодарно возлившей драгоценное миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды Искариота (Мф. 26:6–16).
В Великий четверг Христос вкушает с апостолами последнюю в земной жизни пасхальную трапезу, позднее названную Тайной вечерей; говорит о заключении с людьми Нового Завета (союза) и устанавливает таинство Евхаристии.
В Великую пятницу вспоминается арест Господа, неправедный суд, распятие, спасительные Страсти Христовы, Крестная смерть и погребение в гробнице Иосифа Аримафейского. В память этих событий совершается утреня с чтением 12 «Страстных Евангелий» – отрывков из четырёх Евангелий, распределённых по хронологич. принципу и охватывающих события от Тайной вечери до погребения Спасителя. В обычной православной практике эта служба совершается накануне вечером. В Иерусалиме христиане следуют по улицам «Скорбным путём» (лат. Via Dolorosa). Днём посреди храма полагается икона с изображением умершего и оплакиваемого Иисуса Христа (см. Плащаница). Вечером совершается «Чин погребения».
В Великую субботу верующие переживают пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад, его разрушение и преодоление смерти. Литургия Великой субботы является прелюдией празднования Воскресения Христова, о чём говорят замена богослужебных риз и всех покровов в храме с чёрных на белые и чтение евангельского фрагмента о воскресении Спасителя.
Завершается С. с. великопостной полунощницей, переходящей в пасхальный крестный ход, символизирующий жён-мироносиц, шедших ко гробу Спасителя и извещённых о Его воскресении перед входом в гробовую пещеру.
Богослужебные тексты С. с. содержатся в Триоди Постной (см. Триодь Постная и Цветная) и отд. изданиях.