Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАЩАНИ́ЦА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 391

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ю. Катасонова
«Положение во гроб». Плащаница. 1561. Мастерская княгини Евфросинии Старицкой. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

ПЛАЩАНИ́ЦА, упот­реб­ляе­мый при бо­го­слу­же­нии в пра­во­слав­ной Церк­ви плат с вы­ши­тым или жи­во­пис­ным изо­бра­же­ни­ем умер­ше­го Ии­су­са Хри­ста («По­ло­же­ние во гроб», или Гос­под­ская П.) или умер­шей Бо­го­ма­те­ри (Бо­го­ро­дич­ная П.).

Идея П. как бо­го­слу­жеб­но­го пред­ме­та вос­хо­дит к Ту­рин­ской пла­ща­ни­це – по­лот­ну, в ко­то­рое, по пре­да­нию, бы­ло за­вёр­ну­то те­ло Хри­ста при по­гре­бе­нии. Фор­маль­но П. про­ис­хо­дит от боль­шо­го возду́ха (пла­та), в древ­но­сти но­си­мо­го на Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­гии при ве­ли­ком вхо­де за Свя­ты­ми Да­ра­ми. В совр. цер­ков­ной тра­ди­ции Гос­под­ская П. уча­ст­ву­ет в бо­го­слу­же­ни­ях Стра­ст­ной сед­ми­цы – Ве­ли­кой пят­ни­цы и Ве­ли­кой суб­бо­ты. В Ве­ли­кую пят­ни­цу её вы­но­сят в центр хра­ма для по­кло­не­ния ве­рую­щих, а в Ве­ли­кую суб­бо­ту во вре­мя служ­бы по­лу­нощ­ни­цы вно­сят в ал­тарь, где она ле­жит на пре­сто­ле 40 дней по­сле Пас­хи – до празд­ни­ка Воз­не­се­ния.

На Гос­под­ской П. мо­жет быть изо­бра­же­но по­гре­бе­ние или оп­ла­ки­ва­ние Хри­ста или толь­ко Его мёрт­вое те­ло. Ико­но­гра­фия «По­ло­же­ния во гроб» чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­на и в са­мом об­щем ви­де мо­жет быть раз­де­ле­на на 3 из­во­да: ли­тур­ги­че­ский (мёрт­вое те­ло Хри­ста ок­ру­жа­ют не­бес­ные си­лы, оп­ла­ки­ваю­щие Его и слу­жа­щие не­бес­ную ли­тур­гию), крат­кий ис­то­ри­че­ский (к си­лам не­бес­ным при­сое­ди­ня­ют­ся Бо­го­ма­терь и ап. Ио­анн Бо­го­слов), раз­вёр­ну­тый ис­то­ри­че­ский (пред­став­ле­ны так­же жё­ны-ми­ро­но­си­цы, Ио­сиф Ари­ма­фей­ский и Ни­ко­дим).

Тра­ди­ция упот­реб­ле­ния Бо­го­ро­дич­ной П. на празд­ник Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы сло­жи­лась в 19 в. в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви по ана­ло­гии с Гос­под­ской П. Эта тра­ди­ция от­сут­ст­ву­ет в др. пра­во­слав­ных церк­вах. На Бо­го­ро­дич­ной П. мо­жет быть пред­став­ле­на ком­по­зи­ция Ус­пе­ния (как на др.-рус. пе­ле­нах 15–17 вв.) или фи­гу­ра усоп­шей Бо­го­ма­те­ри.

Лит.: Тро­иц­кий В. Ис­то­рия пла­ща­ни­цы // Бо­го­слов­ский вест­ник. 1912. № 2–3; Дроз­до­ва О. Э. Ико­но­гра­фия Оп­ла­ки­ва­ния и по­гре­бе­ния Гос­по­да и Бо­га и Спа­са на­ше­го Ии­су­са Хри­ста в ли­це­вом ши­тье // Уб­рус. Цер­ков­ное ши­тье: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. СПб., 2004–2005. Вып. 2–3; Пуц­ко В. Г. Ви­зан­тий­ские пла­ща­ни­цы: ва­ри­ан­ты ком­по­зи­ци­он­ной схе­мы // Там же. СПб., 2005. Вып. 3.

Вернуться к началу