ТУРИ́НСКАЯ ПЛАЩАНИ́ЦА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУРИ́НСКАЯ ПЛАЩАНИ́ЦА (итал. Sindone di Torino), христианская реликвия, льняное полотно с отпечатками человеческого тела и следами крови. По преданию, в Т. п. (437×111 см, саржевое плетение) было обёрнуто тело Иисуса Христа.
При погребении, по иудейской традиции, тело Христа обернули в новое полотно (Мф. 27:59; Мк. 15:46; Лк. 23:53; Ин. 19:40), которое после Его воскресения осталось во гробе (Лк. 24:12; Ин. 20:5–6). Считается, что ученики Христа его забрали, впоследствии оно оказалось в Константинополе и исчезло после разорения города крестоносцами (1204). По его образцу в Византии, возможно, были созданы плащаницы.
Т. п. впервые упоминается в 1353 во Франции, в 1453 выкуплена гр. Людовиком I Савойским, в 1532 обгорела при пожаре. Хотя в тот период изображение было едва видно, в 1389 папа (антипапа) Климент VII подтвердил подлинность плащаницы. С 1578 хранится в Турине, для неё выстроена капелла-реликварий Сакра-Синдоне (с 1607 арх. К. ди Кастелламонте, с 1657 – Б. Квадри, с 1668 – Г. Гварини, окончена в 1694), примыкающая с вост. стороны к кафедральному собору.
После того как в 1898 на негативах, сделанных с Т. п. фотографий, проступил силуэт тела человека, был поднят вопрос о подлинности реликвии; пик дискуссий пришёлся на 1970–90-е гг. Неск. исследований с применением совр. технологий (радиоуглеродный анализ и пр.) дали различные, но более поздние времени жизни Христа датировки появления ткани, которые обосновали мнение мн. исследователей, что Т. п. является ср.-век. артефактом, отражающим представления того времени о смерти Христа. Сторонники подлинности реликвии, ссылаясь на отсутствие научно обоснованных версий о природе возникновения отображения (следов красок не обнаружено), предполагают, что оно проявилось нетварным образом, неподдающимся науч. объяснению, при воскресении Христа. По их мнению, о подлинности Т. п. говорят анализ ДНК крови (мужская кровь IV группы, попала на ткань до появления отображения), обнаруженная на ткани пыльца цветов из Палестины и Европы и отпечатки двух медных монет (прикрывавших веки), отчеканенных при префекте Иудеи Пилате Понтии во время правления рим. имп. Тиберия. Особым аргументом служат результаты анатомич. анализа и трёхмерной реконструкции положения тела, показавших соответствие ран и подтёков крови описанным в Евангелиях страданиям Христа, идентичность этих ран и черт лица тем, что видны на др. подобной христианской реликвии, т. н. Сударе, льняном плате, которым, как предполагается, была покрыта голова Христа после смерти, до снятия тела с креста (Ин. 20:7; известен с 7 в., хранится в г. Овьедо, Испания). О Т. п. нет офиц. позиции в католической и православной Церквах.