Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУРИ́НСКАЯ ПЛАЩАНИ́ЦА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 534

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Р. Китнис
Туринская плащаница. Негатив.

ТУРИ́НСКАЯ ПЛАЩАНИ́ЦА (итал. Sin­done di Torino), хри­сти­ан­ская ре­ли­к­вия, льня­ное по­лот­но с от­пе­чат­ка­ми че­ло­ве­че­ско­го те­ла и сле­да­ми кро­ви. По пре­да­нию, в Т. п. (437×111 см, сар­же­вое пле­те­ние) бы­ло обёр­ну­то те­ло Ии­су­са Хри­ста.

При по­гре­бе­нии, по иу­дей­ской тра­ди­ции, те­ло Хри­ста обер­ну­ли в но­вое по­лот­но (Мф. 27:59; Мк. 15:46; Лк. 23:53; Ин. 19:40), ко­то­рое по­сле Его вос­кре­се­ния ос­та­лось во гро­бе (Лк. 24:12; Ин. 20:5–6). Счи­та­ет­ся, что уче­ни­ки Хри­ста его за­бра­ли, впос­лед­ст­вии оно ока­за­лось в Кон­стан­ти­но­по­ле и ис­чез­ло по­сле ра­зо­ре­ния го­ро­да кре­сто­нос­ца­ми (1204). По его об­раз­цу в Ви­зан­тии, воз­мож­но, бы­ли соз­да­ны пла­ща­ни­цы.

Т. п. впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1353 во Фран­ции, в 1453 вы­ку­п­ле­на гр. Лю­до­ви­ком I Са­вой­ским, в 1532 об­го­ре­ла при по­жа­ре. Хо­тя в тот пе­ри­од изо­бра­же­ние бы­ло ед­ва вид­но, в 1389 па­па (ан­ти­па­па) Кли­мент VII под­твер­дил под­лин­ность пла­ща­ни­цы. С 1578 хра­нит­ся в Ту­ри­не, для неё вы­строе­на ка­пел­ла-ре­ли­к­ва­рий Са­кра-Син­до­не (с 1607 арх. К. ди Кас­тел­ла­мон­те, с 1657 – Б. Квад­ри, с 1668 – Г. Гва­ри­ни, окон­че­на в 1694), при­мы­каю­щая с вост. сто­ро­ны к ка­фед­раль­но­му со­бо­ру.

По­сле то­го как в 1898 на не­га­ти­вах, сде­лан­ных с Т. п. фо­то­гра­фий, про­сту­пил си­лу­эт те­ла че­ло­ве­ка, был под­нят во­прос о под­лин­но­сти ре­ли­к­вии; пик дис­кус­сий при­шёл­ся на 1970–90-е гг. Неск. ис­сле­до­ва­ний с при­ме­не­ни­ем совр. тех­но­ло­гий (ра­дио­уг­ле­род­ный ана­лиз и пр.) да­ли раз­лич­ные, но бо­лее позд­ние вре­ме­ни жиз­ни Хри­ста да­ти­ров­ки по­яв­ле­ния тка­ни, ко­то­рые обос­но­ва­ли мне­ние мн. ис­сле­до­ва­те­лей, что Т. п. яв­ля­ет­ся ср.-век. ар­те­фак­том, от­ра­жаю­щим пред­став­ле­ния то­го вре­ме­ни о смер­ти Хри­ста. Сто­рон­ни­ки под­лин­но­сти ре­ли­к­вии, ссы­ла­ясь на от­сут­ст­вие на­уч­но обос­но­ван­ных вер­сий о при­ро­де воз­ник­но­ве­ния ото­бра­же­ния (сле­дов кра­сок не об­на­ру­же­но), пред­по­ла­га­ют, что оно про­яви­лось не­твар­ным об­ра­зом, не­под­даю­щим­ся на­уч. объ­яс­не­нию, при вос­кре­се­нии Хри­ста. По их мне­нию, о под­лин­но­сти Т. п. го­во­рят ана­лиз ДНК кро­ви (муж­ская кровь IV груп­пы, по­па­ла на ткань до по­яв­ле­ния ото­бра­же­ния), об­на­ру­жен­ная на тка­ни пыль­ца цве­тов из Па­ле­сти­ны и Ев­ро­пы и от­пе­чат­ки двух мед­ных мо­нет (при­кры­вав­ших ве­ки), от­че­ка­нен­ных при пре­фек­те Иу­деи Пи­ла­те Пон­тии во вре­мя прав­ле­ния рим. имп. Ти­бе­рия. Осо­бым ар­гу­мен­том слу­жат резуль­та­ты ана­то­мич. ана­ли­за и трёх­мер­ной ре­кон­ст­рук­ции по­ло­же­ния те­ла, по­ка­зав­ших со­от­вет­ст­вие ран и под­тё­ков кро­ви опи­сан­ным в Еван­ге­ли­ях стра­да­ни­ям Хри­ста, иден­тич­ность этих ран и черт ли­ца тем, что вид­ны на др. по­доб­ной хри­сти­ан­ской ре­ли­к­вии, т. н. Су­да­ре, льня­ном пла­те, ко­то­рым, как пред­по­ла­га­ет­ся, бы­ла по­кры­та го­ло­ва Хри­ста по­сле смер­ти, до сня­тия те­ла с кре­ста (Ин. 20:7; из­вес­тен с 7 в., хра­нит­ся в г. Овь­е­до, Ис­па­ния). О Т. п. нет офиц. по­зи­ции в ка­то­ли­че­ской и пра­во­слав­ной Церк­вах.

Лит.: Ка­ле­да Г., прот. Пла­ща­ни­ца Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста. М., 1995; Iannone J. C. The mystery of the Shroud of Turin. N. Y., 1998; Nickell J. Relics of the Christ. Frankfort, 2007; Си­нель­ни­ков В., свящ. Ту­рин­ская пла­ща­ни­ца на за­ре но­вой эры. 5-е изд. М., 2009; Olmi M. Indagine sulla croce di Cristo. Torino, 2015.

Вернуться к началу