ГВАРИ́НИ ГУАРИНИ ГВАРИНО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГВАРИ́НИ, Гуарини (Guarini) Гварино (до монашества – Камилло) (17.1.1624, Модена – 6.3.1683, Милан), итал. архитектор. В возрасте 15 лет вступил в монашеский орден театинцев; годы послушничества провёл в Риме (1639–48). Знакомство с произведениями Ф. Борромини и его идеей драматизации архит. пространства определило творч. устремления Г. В 1648–55 был священником, преподавал философию и участвовал в реконструкции ц. Сан-Винченцо с примыкающим к ней монастырём театинцев (совм. с Б. Аванцини) в Модене. В 1660–1662 – в Мессине; построил ц. Санта-Мария-Аннунциата и монастырские здания (разрушены землетрясением в 1908). На Сицилии Г. познакомился со сложной конструктивной системой сводов араб. построек. В 1662–66 посетил Париж с целью строительства ц. Св. Анны (инж. А. М. Вальперга; не сохр.). В 1666 переехал в Турин, где вёл строительство капеллы Св. Плащаницы (с 1668) и др. (в т. ч. Палаццо Кариньяно, 1679–83; в 19 в. служил зданием первого итал. парламента), создал мн. архит. проекты. Среди наиболее известных туринских построек Г. – ц. Сан-Лоренцо (1668–1687), в которой он впервые использовал конструкцию двойного купола, получившую затем распространение в церковной архитектуре Зап. Европы и России: внутр. купол с ребристой основой в виде 8-конечной звезды; сквозь отверстия в нём виден внешний купол, освещённый скрытыми окнами. Символически эта система изображала гармонично созданный земной мир, сквозь который открывается мир невидимый, небесный. Готич. методы расчёта сводчатых конструкций соединялись у Г. с классич. лексикой архит. форм, оригинально вписанных в сложные геометрич. композиции. Его последнее произведение – Палаццо Дукале в Модене (1681). В поздних работах Г. декор приобретает классицистич. черты, что сближает их с архитектурой 18 в. Иллюстрированный гравиров. чертежами трактат Г. по архитектуре был издан в 1737, что способствовало известности его творчества в сер. – 2-й пол. 18 в. (в т. ч. в России).