ПИЛА́Т ПО́НТИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИЛА́Т ПО́НТИЙ (Понтий Пилат; лат. Pontios Pilatos, греч. Πόντιος Πιλᾶτος ) (рубеж н. э. – после 36), пятый наместник (прокуратор) Иудеи, Идумеи и Самарии в 26–36 при рим. имп. Тиберии. В 1961 при раскопках в древнем г. Цезарея (Кесария Палестинская) была найдена плита с упоминанием П. П., где он назван «префектом Иудеи».
О жизни П. П. известно крайне мало. Родовое имя Понтий, самнитское по происхождению (см. Самниты), указывает на его принадлежность к рим. роду Понтиев. Иудейские авторы Иосиф Флавий и Филон Александрийский описывают его как алчного и жестокого человека, правление которого ознаменовалось рядом конфликтов между римлянами, с одной стороны, и иудеями и самаритянами – с другой. За это П. П. был отстранён от должности и отправлен в Рим. Исторически достоверных сведений о его дальнейшей судьбе не существует. Согласно Евсевию Кесарийскому, П. П. был сослан в Галлию, где в 39 покончил с собой.
В Новом Завете П. П. упоминается прежде всего в рассказе о суде и казни Иисуса Христа (Мф. 27:1–2, 11–26; Мк. 15:1–15; Лк. 23:1–25; Ин. 18:28 – 19:16). Согласно Евангелиям, П. П. не нашёл Иисуса виновным в предъявленных обвинениях и только под давлением толпы отдал его на распятие: «взял воды и умыл руки перед народом» (Мф. 27:24), использовав т. о. старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). Рим. историк Тацит упоминает, что именно П. П. казнил Иисуса Христа («Анналы», 15:44; некоторые совр. исследователи считают это место позднейшей вставкой).
В христианской традиции П. П. изображается как справедливый, но слабый правитель, ставший «орудием» в руках иудейской храмовой знати. Согласно Тертуллиану, П. П. обратился в христианство и проповедовал имп. Тиберию; блж. Августин считал его равным евангельским волхвам. П. П. приписывается соч. «Деяния Пилата», представляющее собой первую часть апокрифич. Евангелия от Никодима (4 в.). Образ П. П., умывающего руки после суда над Христом, встречается на ряде христианских саркофагов 4 в. Традиция молитвенного почитания П. П. существует в Эфиоп. церкви.