УСПЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УСПЕ́НИЕ Пресвятой Богородицы (греч. Κοίμησις Θεοτόϰου; лат. Dormitio Beatae Virginis), христианский праздник в память об окончании земной жизни Богородицы. Новый Завет не упоминает о кончине Богородицы, об этом сообщают поздние (не ранее 4 в.) апокрифы «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова и предания. При У. присутствовали все апостолы, чудесным образом собранные в Иерусалиме. Деву Марию похоронили в гробнице рядом с родителями, Иоакимом и Анной, и Иосифом Обручником. Но через 3 дня после похорон тело Марии в гробнице не нашли. Предположение о вознесении Её тела нетленным на небеса впоследствии легло в основу католич. учения о взятии (вознесении) Девы Марии в небесную славу и её короновании. Православное учение не уточняет обстоятельств У., полагая, что Иисус Христос принял душу Своей Матери.
Традиция празднования У. зародилась не ранее 5 в. В 8 в. св. Косма Майюмский составил канон в честь праздника, а прп. Иоанн Дамаскин – 3 гомилии «На Успение Пресвятой Богородицы». В православной Церкви У. входит в число двунадесятых праздников, отмечается 15(28) авг., его предваряет 2-недельный пост. С 15 в. известен особый чин (служба) погребения Божией Матери с вынесением в осн. часть храма Её плащаницы, который совершался на второй день празднования. В католич. традиции празднование имеет ранг торжества, отмечается 15 авг.: во многих католич. странах этот день является нерабочим.
В Византии иконография У. сложилась к кон. 10 в. (пластина слоновой кости из оклада Евангелиария Оттона III, Баварская нац. б-ка, Мюнхен, ок. 1000, и др.): две группы апостолов располагаются по сторонам от ложа Богоматери, а Христос несёт спелёнутую душу Марии, к которой слетают ангелы с покровенными руками. В средневизант. иконографии сцена У., основанная на гимнографич. текстах прп. Иоанна Дамаскина и Псевдо-Иоанна Богослова, приобрела литургич. коннотации: ложе Богоматери уподоблялось престолу, а Христос – архиерею за трапезой.
Ранние иконы датируются 11 в. (Синайский монастырь Св. Екатерины). Сцена встречается в составе двунадесятых праздников (темплон в Синайском мон. Св. Екатерины, 2-я пол. 12 в.), в монументальных циклах (фрески ц. Св. Софии, Охрид, ок. 1040–50, мозаики мон. Дафни в Афинах, кон. 11 в.), а также в рукописях. В 12–14 вв. иконография сцены усложняется: помимо образов святителей, её дополняют фигуры дев иерусалимских и сложные архит. кулисы, напоминающие о горнице на Сионской горе (фреска ц. Богородицы Перивлепты, Охрид, 1295). С 13 в. в Византии распространяется т. н. Облачное Успение, дополненное образами апостолов, слетающих к одру Богоматери на облаках (ц. Св. Троицы в мон. Сопочани, ок. 1265). В 14 в. появляются фресковые циклы, подробно иллюстрирующие слова Иоанна Солунского, начиная с Возвещения Богоматери о её скором Успении и заканчивая Её Вознесением и передачей пояса ап. Фоме (ц. Святых Иоакима и Анны, Студеницкий монастырь, Сербия, 1314–15, и др.).
Др.-рус. иконография следует визант. образцам. В ранних иконах встречается Облачное Успение (икона нач. 13 в., ГТГ), в иконах 2-й пол. 15 в. (из Успенского собора Московского Кремля, ок. 1479; из Кирилло-Белозерского мон., 1497, ГТГ) – мотив Вознесения Богородицы во славе в верхней части композиции, а также сцена вручения Богоматерью пояса ап. Фоме (икона Кирилло-Белозерского мон., 1497, ГТГ). В 17 в. создаются крупные иконы (из Успенского собора Московского Кремля, 1658; из Центр. музея др.-рус. культуры и иск-ва им. Андрея Рублёва в Москве, кон. 17 в.) с клеймами, где иллюстрируется «Сказание об Успении».
В западнохристианском мире в разные периоды доминировали разл. аспекты темы У.: собственно Успение, Коронование Марии, Вознесение Марии, однако, в отличие от вост. типа, с самого начала акцент делался на царственном, триумфальном аспекте У., тесно связанном с догмой о Непорочном зачатии и телесном Вознесении Богоматери. Сцена У. появляется в рим. мозаиках на рубеже 8–9 вв., однако самое раннее изображение относится к 963–984 (Бенедикционал Этельвольда, Брит. б-ка, Лондон). В отличие от визант. типа, апостолы здесь помещены внизу, рядом с ложем Богоматери – святые жёны, вверху – Десница с венцом. В нач. 11 в. сцена У. впервые совмещается с мотивом Её Вознесения – полуфигурой Марии в позе оранты, возносимой ангелами к престолу Христа (Перикопы Генриха II, Баварская нац. б-ка, Мюнхен, нач. 11 в.). Со 2-й пол. 12 в. сцена У. входит в программы монументального декора церквей, появляется на тимпанах порталов готич. соборов (зап. портал ц. Нотр-Дам в Санлисе, 1165–70, и др.). С рубежа 13–14 вв. появляются циклы из 3 сцен: «Благовестие об Успении», «Перенесение тела» и «Успение» с фигурой Христа, принимающего душу Богоматери (полиптих «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи, Музей собора, Сиена, 1308–11). В Италии со 2-й пол. 15 в. из сцены исчезает изображение Христа, принимающего душу Богоматери, и акцент делается на служении апостолов у Её гроба и оплакивании (картины А. Мантеньи, 1460–64, Прадо, Мадрид, и Караваджо, 1601–1605/06, Лувр, Париж). В сев.-европ. алтарных образах 15 в. сцена У. приобретает дополнит. жанровые мотивы и совмещается со сценой телесного Вознесения Богородицы.