Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УСПЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 111-112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Пожидаева (иконография в раннехристианском и западноевропейском искусстве), М. В. Гринберг (иконография в византийском искусстве)
«Успение Пресвятой Богородицы». Оборотная сторона Донской иконы Божией Матери. Кон. 14 в. Третьяковская галерея (Москва).

УСПЕ́НИЕ Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (греч. Κοίμησις Θεοτόϰου; лат. Dor­mi­tio Beatae Virginis), хри­сти­ан­ский празд­ник в па­мять об окон­ча­нии зем­ной жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы. Но­вый За­вет не упо­ми­на­ет о кон­чи­не Бо­го­ро­ди­цы, об этом со­об­ща­ют позд­ние (не ра­нее 4 в.) апо­кри­фы «Об ис­хо­де Ма­рии Де­вы» Псев­до-Ме­ли­то­на Сар­дий­ско­го, «Ска­за­ние об Ус­пе­нии Бо­го­ро­ди­цы» Псев­до-Ио­ан­на Бо­го­сло­ва и пре­да­ния. При У. при­сут­ст­во­ва­ли все апо­сто­лы, чу­дес­ным об­ра­зом со­б­ран­ные в Ие­ру­са­ли­ме. Де­ву Ма­рию по­хо­ро­ни­ли в гроб­ни­це ря­дом с ро­ди­те­ля­ми, Ио­а­ки­мом и Ан­ной, и Ио­си­фом Об­руч­ни­ком. Но че­рез 3 дня по­сле по­хо­рон те­ло Ма­рии в гроб­ни­це не на­шли. Пред­по­ло­же­ние о воз­не­се­нии Её те­ла не­тлен­ным на не­бе­са впо­след­ствии лег­ло в ос­но­ву ка­то­лич. уче­ния о взя­тии (воз­не­се­нии) Де­вы Ма­рии в не­бес­ную сла­ву и её ко­ро­но­ва­нии. Пра­во­слав­ное уче­ние не уточ­ня­ет об­стоя­тельств У., по­ла­гая, что Ии­сус Хри­стос при­нял ду­шу Сво­ей Ма­те­ри.

Тра­ди­ция празд­но­ва­ния У. за­ро­ди­лась не ра­нее 5 в. В 8 в. св. Кос­ма Май­юм­ский со­ста­вил ка­нон в честь празд­ни­ка, а прп. Ио­анн Да­ма­скин – 3 го­ми­лии «На Ус­пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». В пра­во­слав­ной Церк­ви У. вхо­дит в чис­ло дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, от­ме­ча­ет­ся 15(28) авг., его пред­ва­ря­ет 2-не­дель­ный пост. С 15 в. из­вес­тен осо­бый чин (служ­ба) по­гре­бе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри с вы­не­се­ни­ем в осн. часть хра­ма Её пла­ща­ни­цы, ко­то­рый со­вер­шал­ся на вто­рой день празд­но­ва­ния. В ка­то­лич. тра­ди­ции празд­но­ва­ние име­ет ранг тор­же­ст­ва, от­ме­ча­ет­ся 15 авг.: во мно­гих ка­то­лич. стра­нах этот день яв­ля­ет­ся не­ра­бо­чим.

В Ви­зан­тии ико­но­гра­фия У. сло­жи­лась к кон. 10 в. (пла­сти­на сло­но­вой кос­ти из ок­ла­да Еван­ге­лиа­рия От­то­на III, Ба­вар­ская нац. б-ка, Мюн­хен, ок. 1000, и др.): две груп­пы апо­сто­лов рас­по­ла­га­ют­ся по сто­ро­нам от ло­жа Бо­го­ма­те­ри, а Хри­стос не­сёт спе­лё­ну­тую ду­шу Ма­рии, к ко­то­рой сле­та­ют ан­ге­лы с по­кро­вен­ны­ми ру­ка­ми. В сред­не­ви­зант. ико­но­гра­фии сце­на У., ос­но­ван­ная на гим­но­гра­фич. тек­стах прп. Ио­ан­на Да­ма­ски­на и Псев­до-Ио­ан­на Бо­го­сло­ва, при­об­ре­ла ли­тур­гич. кон­но­та­ции: ло­же Бо­го­ма­те­ри упо­доб­ля­лось пре­сто­лу, а Хри­стос – ар­хие­рею за тра­пе­зой.

Ран­ние ико­ны да­ти­ру­ют­ся 11 в. (Си­най­ский мо­на­стырь Св. Ека­те­ри­ны). Сце­на встре­ча­ет­ся в со­ста­ве дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков (тем­п­лон в Си­най­ском мон. Св. Ека­те­ри­ны, 2-я пол. 12 в.), в мо­ну­мен­таль­ных цик­лах (фре­ски ц. Св. Со­фии, Ох­рид, ок. 1040–50, мо­заи­ки мон. Даф­ни в Афи­нах, кон. 11 в.), а так­же в ру­ко­пи­сях. В 12–14 вв. ико­но­гра­фия сце­ны ус­лож­ня­ет­ся: по­ми­мо об­ра­зов свя­ти­те­лей, её до­пол­ня­ют фи­гу­ры дев ие­ру­са­лим­ских и слож­ные ар­хит. ку­ли­сы, на­по­ми­наю­щие о гор­ни­це на Си­он­ской го­ре (фре­ска ц. Бо­го­ро­ди­цы Пе­рив­леп­ты, Ох­рид, 1295). С 13 в. в Ви­зан­тии рас­про­стра­ня­ет­ся т. н. Об­лач­ное Ус­пе­ние, до­пол­нен­ное об­раз­ами апо­сто­лов, сле­таю­щих к од­ру Бо­го­ма­те­ри на об­ла­ках (ц. Св. Трои­цы в мон. Со­по­ча­ни, ок. 1265). В 14 в. по­яв­ля­ют­ся фре­ско­вые цик­лы, под­роб­но ил­лю­ст­ри­рую­щие сло­ва Ио­ан­на Со­лун­ско­го, на­чи­ная с Воз­ве­ще­ния Бо­го­ма­те­ри о её ско­ром Ус­пе­нии и за­кан­чи­вая Её Воз­не­се­ни­ем и пе­ре­да­чей поя­са ап. Фо­ме (ц. Свя­тых Ио­а­ки­ма и Ан­ны, Сту­де­ниц­кий мо­на­стырь, Сер­бия, 1314–15, и др.).

Др.-рус. ико­но­гра­фия сле­ду­ет ви­зант. об­раз­цам. В ран­них ико­нах встре­ча­ет­ся Об­лач­ное Ус­пе­ние (ико­на нач. 13 в., ГТГ), в ико­нах 2-й пол. 15 в. (из Ус­пенско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ок. 1479; из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., 1497, ГТГ) – мо­тив Воз­не­се­ния Бо­го­ро­ди­цы во сла­ве в верх­ней час­ти ком­по­зи­ции, а так­же сце­на вру­че­ния Бо­го­ма­те­рью поя­са ап. Фо­ме (ико­на Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., 1497, ГТГ). В 17 в. соз­да­ют­ся круп­ные ико­ны (из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, 1658; из Центр. му­зея др.-рус. куль­ту­ры и иск-ва им. Ан­д­рея Руб­лё­ва в Мо­ск­ве, кон. 17 в.) с клей­ма­ми, где ил­лю­ст­ри­ру­ет­ся «Ска­за­ние об Ус­пе­нии».

«Успение Богоматери». Ок. 1480. Работа Х. ван дер Гуса. Музей Грунингем (Брюгге).

В запад­но­хри­сти­ан­ском ми­ре в раз­ные пе­рио­ды до­ми­ни­ро­ва­ли разл. ас­пек­ты те­мы У.: соб­ст­вен­но Ус­пе­ние, Ко­ро­но­ва­ние Ма­рии, Воз­не­се­ние Ма­рии, од­на­ко, в от­ли­чие от вост. ти­па, с са­мо­го на­ча­ла ак­цент де­лал­ся на цар­ст­вен­ном, три­ум­фаль­ном ас­пек­те У., тес­но свя­зан­ном с дог­мой о Не­по­роч­ном за­ча­тии и те­лес­ном Воз­не­се­нии Бо­го­ма­те­ри. Сце­на У. по­яв­ля­ет­ся в рим. мо­заи­ках на ру­бе­же 8–9 вв., од­на­ко са­мое ран­нее изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к 963–984 (Бе­не­дик­цио­нал Этель­воль­да, Брит. б-ка, Лон­дон). В от­ли­чие от ви­зант. ти­па, апо­сто­лы здесь по­ме­ще­ны вни­зу, ря­дом с ло­жем Бо­го­ма­те­ри – свя­тые жё­ны, ввер­ху – Дес­ница с вен­цом. В нач. 11 в. сце­на У. впер­вые со­вме­ща­ет­ся с мо­ти­вом Её Воз­не­се­ния – по­лу­фи­гу­рой Ма­рии в по­зе оран­ты, воз­но­си­мой ан­ге­ла­ми к пре­сто­лу Хри­ста (Пе­ри­ко­пы Ген­ри­ха II, Ба­вар­ская нац. б-ка, Мюн­хен, нач. 11 в.). Со 2-й пол. 12 в. сце­на У. вхо­дит в про­грам­мы мо­ну­мен­таль­но­го де­ко­ра церк­вей, по­яв­ля­ет­ся на тим­па­нах пор­та­лов го­тич. со­бо­ров (зап. пор­тал ц. Нотр-Дам в Сан­ли­се, 1165–70, и др.). С ру­бе­жа 13–14 вв. по­яв­ля­ют­ся цик­лы из 3 сцен: «Бла­го­вес­тие об Ус­пе­нии», «Пе­ре­не­се­ние те­ла» и «Ус­пе­ние» с фи­гу­рой Хри­ста, при­ни­маю­ще­го ду­шу Бо­го­ма­те­ри (по­лип­тих «Маэ­ста» Дуч­чо ди Буо­нин­се­ньи, Му­зей со­бо­ра, Сие­на, 1308–11). В Ита­лии со 2-й пол. 15 в. из сце­ны ис­че­за­ет изо­бра­же­ние Хри­ста, при­ни­маю­ще­го ду­шу Бо­го­ма­те­ри, и ак­цент де­ла­ет­ся на слу­же­нии апо­сто­лов у Её гро­ба и оп­ла­ки­ва­нии (кар­ти­ны А. Ман­те­ньи, 1460–64, Пра­до, Мад­рид, и Ка­ра­вад­жо, 1601–1605/06, Лувр, Па­риж). В сев.-ев­роп. ал­тар­ных об­раз­ах 15 в. сце­на У. при­об­ре­та­ет до­пол­нит. жан­ро­вые мо­ти­вы и со­вме­ща­ет­ся со сце­ной те­лес­но­го Воз­не­се­ния Бо­го­ро­ди­цы.

Лит.: Кир­пич­ни­ков А. И. Ус­пе­ние Бо­го­ро­ди­цы в ле­ген­де и в ис­кус­ст­ве // Тру­ды VI Ар­хео­ло­ги­че­ско­го съез­да в Одес­се в 1884 г. Од., 1888. Т. 2; Kirschbaum E. Lexikon der christlichen Ikonographie. Freiburg im Breisgau, 1970. Bd 2; Ио­анн Да­ма­скин, прп. Тво­ре­ния. М., 1997; Свен­циц­кая И. С., Ско­го­рев А. П. Апок­ри­фи­че­ские ска­за­ния об Ии­су­се, Свя­том Се­мей­ст­ве и сви­де­те­лях Хри­сто­вых. М., 1999; Этин­гоф О. Е. Об­раз Бо­го­ма­те­ри: Очер­ки ви­зан­тий­ской ико­но­гра­фии XI–XIII вв. М., 2000; Ска­бал­ла­но­вич М. Ус­пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. К., 2004; Маль Э. Ре­ли­ги­оз­ное ис­кус­ст­во XIII в. во Фран­ции. М., 2009.

Вернуться к началу