Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТУ́ДЕ́НИЦКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 347-348

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. С. Павлинов (архитектура и искусство)
Фото П.С. Павлинова Студеницкий монастырь. Церковь Успения Богородицы. 1186–96. Притвор построен не позднее 1234.

СТУ́ДЕ́НИЦКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Сту­де­ни­ца) в честь Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, один из са­мых зна­чи­мых серб. мо­на­сты­рей, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. Рас­по­ло­жен на бе­ре­гу р. Сту­де­ни­ца близ г. Кра­ле­во (Сер­бия). Ос­но­ван в 1180-х гг. вел. жу­па­ном Сте­фа­ном Не­ма­ней как ме­сто для его за­хо­ро­не­ния. При его сы­новь­ях, св. Сав­ве Серб­ском и ко­ро­ле Сте­фа­не Пер­во­вен­чан­ном, стал ду­хов­ным и куль­тур­ным цен­тром, здесь про­хо­ди­ли важ­ные ме­ро­прия­тия, С. м. на­зы­вал­ся ве­ли­кой или цар­ской лав­рой и «ма­те­рью-цер­ко­вью» всех серб. хра­мов. Для не­го св. Сав­ва на­пи­сал Ус­тав (ти­пик). По­сле ос­ман­ско­го за­вое­ва­ния Сер­бии оби­тель под­вер­га­лась гра­бе­жам и под­жо­гам, в 1806 её по­дожг­ли тур­ки в на­ка­за­ние сер­бам за под­держ­ку Пер­во­го серб­ско­го вос­ста­ния 1804–1813. В 1811 по вы­дан­ной ещё рус. ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем гра­мо­те Си­нод Рус. церк­ви вы­де­лил оби­те­ли фи­нан­со­вую по­мощь.

В цен­тре ок­ру­жён­но­го сте­на­ми ком­плек­са С. м. рас­по­ло­жен 1-не­фный вы­тя­ну­тый в пла­не ку­поль­ный храм шко­лы Раш­ки с чер­та­ми ви­зант. зод­че­ст­ва и ро­ман­ско­го сти­ля – об­ли­цо­ван­ная бе­лым мра­мо­ром ц. Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы (1186–1196; ико­но­стас 1837, мас­тер Ж. Пав­ло­вич; при­твор с 2 при­де­ла­ми – не позд­нее 1234). Од­на из луч­ших ср.-век. серб. церк­вей, она ук­ра­ше­на ар­ка­тур­ным фри­зом, скульп­тур­ным де­ко­ром (воз­мож­но, мас­те­ра из Дал­ма­ции) и фре­ска­ми (1208–09; в ку­по­ле не сохр.; в при­тво­ре – ок. 1235; по­нов­ле­ны в 1568, мас­тер Лон­гин; рас­чи­ще­ны в 1965–66), уни­каль­ны­ми по ис­пол­не­нию (греч. мас­тер) и ико­но­гра­фии.

В юж. час­ти ан­самб­ля – не­боль­шие кре­сто­во-ку­поль­ная ц. Свя­тых Ио­а­ки­ма и Ан­ны (т. н. Ко­ро­лев­ская; за­вер­ше­на по­пе­че­ни­ем ко­ро­ля Ми­лу­ти­на в 1314; фре­ски 1313–14 в ду­хе па­лео­ло­гов­ско­го ре­нес­сан­са, воз­мож­но, мас­те­ра Ми­ха­ил и Ев­ти­хий; цик­лы Ве­ли­ких празд­ни­ков и Жи­тия Бо­го­ро­ди­цы) и ц. Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца (кон. 12 – 1-я треть 13 вв.; фре­ски 1230-х гг.; ико­но­стас 17 в.), фун­да­мен­ты ц. Ио­ан­на Пред­те­чи и др. ср.-век. по­стро­ек. Над зап. во­ро­та­ми – ко­ло­коль­ня с ча­сов­ней (ос­тат­ки фре­сок ок. 1235). Так­же со­хра­ни­лись: тра­пез­ная (13 в.), ке­льи (18 в.) и риз­ни­ца с со­б­ра­ни­ем икон, ру­ко­пи­сей, про­из­ве­де­ний де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва. С. м. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Близ мо­на­сты­ря со­хра­ни­лись ски­ты: Верх­ний Сав­вин (с ц. Св. Ге­ор­гия, 13 в.) и Ниж­ний Сав­вин (с ц. По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы, фре­ски 17 и 19 вв.).

Лит.: Ба­бић Г., Ко­раћ В., Ђирковић С. Сту­де­ни­ца. Бео­град, 1986; Осам ве­ко­ва Сту­де­ни­це: Збор­ник ра­до­ва. Бео­град, 1986; Сту­де­ни­ца и византиjска умет­ност око 1200. г.: Међу­народни на­уч­ни скуп по­во­дом 800 го­ди­на ма­на­сти­ра Сту­де­ни­це и сто­го­дишњ­и­це САНУ. Бео­град, 1988; Маль­це­ва С. В. Цер­ковь Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы мо­на­сты­ря Сту­де­ни­ца: Ви­зан­тий­ские ис­то­ки и ста­нов­ле­ние серб­ских ре­гио­наль­ных тра­ди­ций // Тру­ды Го­су­дар­ст­вен­но­го Эр­ми­та­жа. СПб., 2010. Т. 53.

Вернуться к началу