Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ВВА СЕ́РБСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 185-186

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Розинская
«Савва, архиепископ Сербский». Фреска. Фрагмент. До 1228. Церковь Вознесения. Монастырь Милешево (Сербия).

СА́ВВА СЕ́РБСКИЙ (серб. – Са­ва Српски, в ми­ру Рас­тко) [1169 или ок. 1175, г. Рас (близ совр. г. Но­ви-Па­зар, Сер­бия) – 14.1.1236, Тыр­но­во, Бол­га­рия], ар­хи­епи­скоп Серб­ский, ос­но­ва­тель Серб­ской пра­во­слав­ной церк­ви, серб. свя­той. Тре­тий сын серб. ве­ли­ко­го жу­па­на Сте­фа­на Не­ма­ни. В 15 лет в управ­ле­ние от от­ца по­лу­чил обл. За­ху­мье, но ок. 1191 с рус. мо­на­ха­ми ушёл на Афон и при­нял мо­на­ше­ст­во с име­нем Сав­ва в Пан­те­леи­мо­но­вом мо­на­сты­ре. В 1197 вме­сте с от­цом (в мо­на­ше­ском по­стри­ге Си­ме­о­ном) ос­но­вал мон. Хи­лан­дар на Афо­не. Был ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны, за­тем в ие­реи. Ок. 1207 вер­нул­ся в Сер­бию и уго­во­рил сво­его стар­ше­го бра­та – ве­ли­ко­го жу­па­на Ву­ка­на пре­кра­тить воен. борь­бу со сред­ним бра­том Сте­фа­ном, ко­то­ро­го ве­ли­кий жу­пан Сте­фан Не­ма­ня в 1196 про­воз­гла­сил сво­им пре­ем­ни­ком. В 1219 по ини­циа­ти­ве С. С. бы­ла про­воз­гла­ше­на ав­то­но­мия Серб­ской пра­во­слав­ной церк­ви, а он из­бран пер­вым ар­хи­еп. Серб­ским. В па­мять об этом сер­бы на­зы­ва­ют Серб. пра­во­слав­ную цер­ковь «свя­то­савв­ской». Ос­но­вал неск. епар­хий и мо­на­сты­рей, со­ста­вил «За­ко­но­пра­ви­ло», свод за­ко­нов, ре­гу­ли­рую­щих жизнь Церк­ви и об­ще­ст­ва, ти­пи­ки (Хи­лан­дар­ский, Ка­рей­ский и Сту­де­ниц­кий) для управ­ле­ния мо­на­сты­ря­ми и жиз­не­опи­са­ние сво­его от­ца, мо­на­ха Си­ме­о­на. В 1233 пе­ре­дал управ­ле­ние Цер­ко­вью уче­ни­ку Ар­се­нию. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Свя­тым мес­там, скон­чал­ся в Бол­га­рии, на об­рат­ном пу­ти из Свя­той зем­ли. По­хо­ро­нен в болг. сто­ли­це Ве­ли­ко-Тыр­но­во. По­чи­та­ние С. С. как свя­то­го на­ча­лось сра­зу по­сле его кон­чи­ны. В 1237 серб. ко­роль Вла­ди­слав пе­ре­за­хо­ро­нил его ос­тан­ки в мон. Ми­ле­ше­во в Сер­бии. В 1594, что­бы на­ка­зать сер­бов за про­ве­де­ние ан­ти­ту­рец­ко­го вос­ста­ния, тур. пра­ви­тель Си­нан-па­ша сжёг мо­щи свя­то­го на хол­ме Вра­чар под Бел­гра­дом. На этом мес­те (ны­не в чер­те го­ро­да) с 1935 в честь С. С. воз­во­дит­ся один из круп­ней­ших пра­во­слав­ных со­бо­ров в ми­ре. Ему так­же по­свя­ще­ны мно­го­числ. хра­мы Серб. пра­во­слав­ной церк­ви в Сер­бии и др. стра­нах. Не позд­нее 15 в. по­чи­та­ние С. С. при­шло в рус. зем­ли. День его па­мя­ти 14(27) ян­ва­ря яв­ля­ет­ся Днём про­све­ще­ния в Сер­бии и серб. нац. празд­ни­ком.

Соч.: Саб­ра­ни спи­си. Бео­град, 1986; Саб­ра­на де­ла. Бео­град, 2005.

Лит.: Павловић  Л. Кул­то­ви ли­ца код Срба и Ма­ке­до­на­ца. Сме­де­ре­во, 1965; Милеу­снић  С. Све­ти Срби. Крагуjевац, 1989; Доментиjан, мон. Жи­во­ти св. Са­ве. Бео­град, 2001.

Вернуться к началу