ПАНТЕЛЕИ́МОНОВ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНТЕЛЕИ́МОНОВ МОНАСТЫ́РЬ (Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, Русик), православный мужской монастырь, один из 20 монастырей Афона. Расположен на юго-западе п-ова Айон-Орос (Греция).
Древнейшим свидетельством существования на Афоне рус. монастыря считается подпись «игумена обители Роса» Герасима под одним из актов Великой Лавры в февр. 1016. Первой рус. обителью на Афоне являлся мон. «Древоделя» – совр. скит Ксилургу (скит Богородицы; первое упоминание Ксилургу без обозначения национальности насельников – 1030). В 1169 рус. общине Ксилургу передан на вечные времена находившийся в запустении мон. Солунца (основан в кон. 10 в.), посвящённый вмч. Пантелеимону.
На рубеже 12–13 вв. значит. часть общины составляли сербы, к сер. 14 в. сербы составляли руководство монастыря и большинство братии, это положение сохранялось до 1-й пол. 17 в. В 14–15 вв. ктиторами П. м. были серб. правители, позднее – валашские воеводы. На рубеже 15–16 вв. П. м. установил контакты с моск. вел. князьями; в 1509 ктиторство в отношении обители подтвердил вел. кн. Василий III Иванович. В 16 в. значит. урон П. м. нанесла череда землетрясений. В 1560-х гг. после объявления тур. султаном Селимом II монастырских владений гос. вакуфом (собственностью) П. м. вынужден был выкупать свои земельные угодья и др. имения, пришёл в упадок и в 1570-х – нач. 1580-х гг. пустовал. В 1583 Священный кинот (правительство Афона) обратился к рус. царю с просьбой помочь в возобновлении П. м. Выполнить испрашиваемое удалось в 1592.
К 1677 в обители было ок. 200 насельников, но к нач. 18 в. в связи с рус.-тур. войной 1686–1700 П. м. оскудел и был оставлен братией. В 1705 патриарх Константинопольский Гавриил III вновь передал его рус. монахам. С началом рус.-тур. войны 1735–39 и прекращением приезда монахов из России в П. м. преобладали греки, которые отказались от общежительного устава и ввели особножительный тип иночества. Ок. 1770 из-за нищеты братия оставила обитель и переселилась в принадлежавшую П. м. построенную в кон. 1670-х гг. на монастырской пристани келью Воскресения Христова, освятив её заново – в честь Вознесения Господня. Здесь был основан новый П. м.; прежний монастырь получил назв. Старого (или Нагорного) Русика и стал приписным к новому Пантелеимонову монастырю.
В нач. 19 в. афонский кинот по причине крайней нищеты П. м. предложил константинопольскому патриарху исключить его из списка святогорских обителей, а владения продать др. монастырям. Однако в 1803 патриарх предписал восстановить П. м. как общежительный. Строителем был назначен иеромонах Савва из Благовещенского скита мон. Ксенофонт, ктитором стал вел. драгоман Порты кн. Скарлат Каллимах. В 1810-е гг. было начато строительство собора во имя Вмч. Пантелеимона, корпусов, братских келий. После греч. восстания 1821 П. м. был занят тур. войсками, монахи вернулись ок. 1830. В 1839 по приглашению греков в П. м. поселились рус. монахи, ими в параклисе (малом храме) Свт. Митрофана Воронежского совершалось богослужение на церковнославянском языке.
Возобновление П. м. как собственно рус. обители стало возможным благодаря иеросхимонаху Иерониму (Соломенцову) (ок. 1805 – 1885), приглашённому греками в монастырь в 1840 и ставшему духовником рус. братии, и его ближайшему помощнику схиархимандриту Макарию (Сушкину) (1820–89), настоятелю П. м. в 1875–89. Если в 1840 в монастыре было 11 рус. монахов, то в 1885 – более 800, а к 1910-м гг. – более 1900 чел. (с насельниками принадлежавшего П. м. скита Новая Фиваида). Во 2-й пол. 19 в. были восстановлены все монастырские постройки, возведены новые храмы и корпуса, основаны типография, иконописная школа, фото- и литографич. мастерская, полностью выплачен долг П. м., открыты подворья в Константинополе, Москве, Одессе, Таганроге, Ростове-на-Дону, начато строительство Ново-Афонского монастыря на Кавказе и его подворья в С.-Петербурге. П. м. осуществлял обширную благотворит. деятельность. В Старом Русике был построен большой братский корпус, в 1871 заложен новый собор во имя Вмч. Пантелеимона (освящён в 1920-х гг.). Возрождение П. м. происходило на пожертвования из России, ему покровительствовали Рос. Имп. Дом и правительство.
К 1910-м гг. значит. часть монахов П. м. примкнула к имяславию; в июле 1913 монахи-имяславцы были депортированы в Одессу.
После революц. событий в России 1917 в П. м. перестали поступать денежные средства, почти не было новых насельников и паломников. В нач. 1920-х гг. монастырь лишился всех подворий в России, в 1924 – земельных владений вне Афона (греч. правительство экспроприировало их для размещения беженцев из Малой Азии). В 1920-х гг. поступило немало насельников из числа рус. эмигрантов, что не остановило постепенного сокращения братии. Этому процессу способствовала и политика греч. правительства по эллинизации Афона. К 1945 число насельников П. м. сократилось до 215 чел. (к 1956 на всём Афоне было 62 рус. монаха).
Прибытие новых монахов в П. м. из СССР началось во 2-й пол. 1960-х гг.; в 1981 в обители жили 22 чел. Лишь в 1987 возобновился постоянный приток монахов. К кон. 2000-х гг. численность братии составила более 80 чел., были возвращены нормы общежительного устава, велось восстановление монастырских построек.
В П. м. хранятся многочисл. мощи святых: части глав вмч. Пантелеимона и ап. Луки, глава прп. Силуана Афонского, стопа ап. Андрея Первозванного и др., всего более 300 реликвий; большим почитанием пользуются иконы вмч. Пантелеимона, Божией Матери «Иерусалимская», св. Иоанна Предтечи и сщмч. Харалампия.
Б-ка П. м. – одно из крупнейших книжных собраний Афона. Её фонды сложились во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Греч. рукописное собрание насчитывает ок. 1450 томов; слав. рукописей 14–20 вв. св. 300; имеется богатое собрание греч. печатных книг 15–19 вв.
Архит. ансамбль П. м. (нового) сложился на протяжении 19 в.; для него характерны массивные многоэтажные постройки. Собор Вмч. Пантелеимона (1812–14) представляет собой типичный афонский кафоликон (соборный храм).
В 1992 в Москве открыто подворье П. м. с храмом Вмч. Никиты на Швивой горке (1595, на фундаменте 1530-х гг., пристройки 17 в., перестроен в сер. 18 в.); в 2008 возвращено историч. здание подворья на ул. Б. Полянка.