Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНТЕЛЕИ́МОНОВ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 234-235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. А. Родионов
Пантелеимонов монастырь. Фото 2012.

ПАНТЕЛЕИ́МОНОВ МОНАСТЫ́РЬ (Рус­ский Свя­то-Пан­те­леи­мо­нов мо­на­стырь на Афо­не, Ру­сик), пра­во­слав­ный муж­ской мо­на­стырь, один из 20 мо­на­сты­рей Афо­на. Рас­по­ло­жен на юго-за­па­де п-ова Ай­он-Орос (Гре­ция).

Древ­ней­шим сви­де­тель­ст­вом су­ще­ст­во­ва­ния на Афо­не рус. мо­на­сты­ря счи­та­ет­ся под­пись «игу­ме­на оби­те­ли Ро­са» Ге­ра­си­ма под од­ним из ак­тов Ве­ли­кой Лав­ры в февр. 1016. Пер­вой рус. оби­те­лью на Афо­не яв­лял­ся мон. «Дре­во­де­ля» – совр. скит Кси­лур­гу (скит Бо­го­ро­ди­цы; пер­вое упо­ми­на­ние Кси­лур­гу без обо­зна­че­ния на­цио­наль­но­сти на­сель­ни­ков – 1030). В 1169 рус. об­щи­не Кси­лур­гу пе­ре­дан на веч­ные вре­ме­на на­хо­див­ший­ся в за­пус­те­нии мон. Со­лун­ца (ос­но­ван в кон. 10 в.), по­свя­щён­ный вмч. Пан­те­леи­мо­ну.

На ру­бе­же 12–13 вв. зна­чит. часть об­щи­ны со­став­ля­ли сер­бы, к сер. 14 в. сер­бы со­став­ля­ли ру­ко­во­дство мо­на­сты­ря и боль­шин­ст­во бра­тии, это по­ло­же­ние со­хра­ня­лось до 1-й пол. 17 в. В 14–15 вв. кти­то­ра­ми П. м. бы­ли серб. пра­ви­те­ли, позд­нее – ва­лаш­ские вое­во­ды. На ру­бе­же 15–16 вв. П. м. ус­та­но­вил кон­так­ты с моск. вел. князь­я­ми; в 1509 кти­тор­ст­во в от­но­ше­нии оби­те­ли под­твер­дил вел. кн. Ва­си­лий III Ива­но­вич. В 16 в. зна­чит. урон П. м. на­нес­ла че­ре­да зем­ле­тря­се­ний. В 1560-х гг. по­сле объ­яв­ле­ния тур. сул­та­ном Се­ли­мом II мо­на­стыр­ских вла­де­ний гос. ва­ку­фом (соб­ст­вен­но­стью) П. м. вы­ну­ж­ден был вы­ку­пать свои зе­мель­ные уго­дья и др. име­ния, при­шёл в упа­док и в 1570-х – нач. 1580-х гг. пус­то­вал. В 1583 Свя­щен­ный ки­нот (пра­ви­тель­ст­во Афо­на) об­ра­тил­ся к рус. ца­рю с прось­бой по­мочь в во­зоб­нов­ле­нии П. м. Вы­пол­нить ис­пра­ши­вае­мое уда­лось в 1592.

К 1677 в оби­те­ли бы­ло ок. 200 на­сель­ни­ков, но к нач. 18 в. в свя­зи с рус.-тур. вой­ной 1686–1700 П. м. ос­ку­дел и был ос­тав­лен бра­ти­ей. В 1705 пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Гав­ри­ил III вновь пе­ре­дал его рус. мо­на­хам. С на­ча­лом рус.-тур. вой­ны 1735–39 и пре­кра­ще­ни­ем при­ез­да мо­на­хов из Рос­сии в П. м. пре­об­ла­да­ли гре­ки, ко­то­рые от­ка­за­лись от об­ще­жи­тель­но­го ус­та­ва и вве­ли особ­но­жи­тель­ный тип ино­че­ст­ва. Ок. 1770 из-за ни­ще­ты бра­тия ос­та­ви­ла оби­тель и пе­ре­се­ли­лась в при­над­ле­жав­шую П. м. по­стро­ен­ную в кон. 1670-х гг. на мо­на­стыр­ской при­ста­ни ке­лью Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, ос­вя­тив её за­но­во – в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Здесь был ос­но­ван но­вый П. м.; преж­ний мо­на­стырь по­лу­чил назв. Ста­ро­го (или На­гор­но­го) Ру­си­ка и стал при­пис­ным к но­во­му Пан­те­леи­мо­но­ву мо­на­сты­рю.

В нач. 19 в. афон­ский ки­нот по при­чи­не край­ней ни­ще­ты П. м. пред­ло­жил кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху ис­клю­чить его из спи­ска свя­то­гор­ских оби­те­лей, а вла­де­ния про­дать др. мо­на­сты­рям. Од­на­ко в 1803 пат­ри­арх пред­пи­сал вос­ста­но­вить П. м. как об­ще­жи­тель­ный. Строи­те­лем был на­зна­чен ие­ро­мо­нах Сав­ва из Бла­го­ве­щен­ско­го ски­та мон. Ксе­но­фонт, кти­то­ром стал вел. дра­го­ман Пор­ты кн. Скар­лат Кал­ли­мах. В 1810-е гг. бы­ло на­ча­то строи­тель­ст­во со­бо­ра во имя Вмч. Пан­те­леи­мо­на, кор­пу­сов, брат­ских ке­лий. По­сле греч. вос­ста­ния 1821 П. м. был за­нят тур. вой­ска­ми, мо­на­хи вер­ну­лись ок. 1830. В 1839 по при­гла­ше­нию гре­ков в П. м. по­се­ли­лись рус. мо­на­хи, ими в па­ра­кли­се (ма­лом хра­ме) Свт. Мит­ро­фа­на Во­ро­неж­ско­го со­вер­ша­лось бо­го­слу­же­ние на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке.

Во­зоб­нов­ле­ние П. м. как соб­ст­вен­но рус. оби­те­ли ста­ло воз­мож­ным бла­го­да­ря ие­рос­хи­мо­на­ху Ие­ро­ни­му (Со­ло­мен­цо­ву) (ок. 1805 – 1885), при­гла­шён­но­му гре­ка­ми в мо­на­стырь в 1840 и став­ше­му ду­хов­ни­ком рус. бра­тии, и его бли­жай­ше­му по­мощ­ни­ку схи­ар­хи­ман­д­ри­ту Ма­ка­рию (Суш­ки­ну) (1820–89), на­стоя­те­лю П. м. в 1875–89. Ес­ли в 1840 в мо­на­сты­ре бы­ло 11 рус. мо­на­хов, то в 1885 – бо­лее 800, а к 1910-м гг. – бо­лее 1900 чел. (с на­сель­ни­ка­ми при­над­ле­жав­ше­го П. м. ски­та Но­вая Фи­ваи­да). Во 2-й пол. 19 в. бы­ли вос­ста­нов­ле­ны все мо­на­стыр­ские по­строй­ки, воз­ве­де­ны но­вые хра­мы и кор­пу­са, ос­но­ва­ны ти­по­гра­фия, ико­но­пис­ная шко­ла, фо­то- и ли­то­гра­фич. мас­тер­ская, пол­но­стью вы­пла­чен долг П. м., от­кры­ты по­дво­рья в Кон­стан­ти­но­по­ле, Мо­ск­ве, Одес­се, Та­ган­ро­ге, Рос­то­ве-на-До­ну, на­ча­то строи­тель­ст­во Но­во-Афон­ско­го мо­на­сты­ря на Кав­ка­зе и его под­во­рья в С.-Пе­тер­бур­ге. П. м. осу­ще­ст­в­лял об­шир­ную бла­го­тво­рит. дея­тель­ность. В Ста­ром Ру­си­ке был по­стро­ен боль­шой брат­ский кор­пус, в 1871 за­ло­жен но­вый со­бор во имя Вмч. Пан­те­леи­мо­на (ос­вя­щён в 1920-х гг.). Воз­ро­ж­де­ние П. м. про­ис­хо­ди­ло на по­жерт­во­ва­ния из Рос­сии, ему по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли Рос. Имп. Дом и пра­ви­тель­ст­во.

К 1910-м гг. зна­чит. часть мо­на­хов П. м. примк­ну­ла к имя­сла­вию; в ию­ле 1913 мо­на­хи-имя­слав­цы бы­ли де­пор­ти­ро­ва­ны в Одес­су.

По­сле ре­во­люц. со­бы­тий в Рос­сии 1917 в П. м. пе­ре­ста­ли по­сту­пать де­неж­ные сред­ст­ва, поч­ти не бы­ло но­вых на­сель­ни­ков и па­лом­ни­ков. В нач. 1920-х гг. мо­на­стырь ли­шил­ся всех под­во­рий в Рос­сии, в 1924 – зе­мель­ных вла­де­ний вне Афо­на (греч. пра­ви­тель­ст­во экс­про­прии­ро­ва­ло их для раз­ме­ще­ния бе­жен­цев из Ма­лой Азии). В 1920-х гг. по­сту­пи­ло не­ма­ло на­сель­ни­ков из чис­ла рус. эмиг­ран­тов, что не ос­та­но­ви­ло по­сте­пен­но­го со­кра­ще­ния бра­тии. Это­му про­цес­су спо­соб­ст­во­ва­ла и по­ли­ти­ка греч. пра­ви­тель­ст­ва по эл­ли­ни­за­ции Афо­на. К 1945 чис­ло на­сель­ни­ков П. м. со­кра­ти­лось до 215 чел. (к 1956 на всём Афо­не бы­ло 62 рус. мо­на­ха).

При­бы­тие но­вых мо­на­хов в П. м. из СССР на­ча­лось во 2-й пол. 1960-х гг.; в 1981 в оби­те­ли жи­ли 22 чел. Лишь в 1987 во­зоб­но­вил­ся по­сто­ян­ный при­ток мо­на­хов. К кон. 2000-х гг. чис­лен­ность бра­тии со­ста­ви­ла бо­лее 80 чел., бы­ли во­з­вра­ще­ны нор­мы об­ще­жи­тель­но­го ус­та­ва, ве­лось вос­ста­нов­ле­ние мо­на­стыр­ских по­стро­ек.

В П. м. хра­нят­ся мно­го­числ. мо­щи свя­тых: час­ти глав вмч. Пан­те­леи­мо­на и ап. Лу­ки, гла­ва прп. Си­луа­на Афон­ско­го, сто­па ап. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го и др., все­го бо­лее 300 ре­ли­к­вий; большим по­чи­та­ни­ем поль­зу­ют­ся ико­ны вмч. Пан­те­леи­мо­на, Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ие­ру­са­лим­ская», св. Ио­ан­на Пред­те­чи и сщмч. Ха­ра­лам­пия.

Б-ка П. м. – од­но из круп­ней­ших книж­ных со­б­ра­ний Афо­на. Её фон­ды сло­жи­лись во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Греч. ру­ко­пис­ное со­б­ра­ние на­счи­ты­ва­ет ок. 1450 то­мов; слав. ру­ко­пи­сей 14–20 вв. св. 300; име­ет­ся бо­га­тое со­б­ра­ние греч. пе­чат­ных книг 15–19 вв.

Ар­хит. ан­самбль П. м. (но­во­го) сло­жил­ся на про­тя­же­нии 19 в.; для не­го ха­рак­тер­ны мас­сив­ные мно­го­этаж­ные по­строй­ки. Со­бор Вмч. Пан­те­леи­мо­на (1812–14) пред­став­ля­ет со­бой ти­пич­ный афон­ский ка­фо­ли­кон (со­бор­ный храм).

В 1992 в Мо­ск­ве от­кры­то под­во­рье П. м. с хра­мом Вмч. Ни­ки­ты на Шви­вой гор­ке (1595, на фун­да­мен­те 1530-х гг., при­строй­ки 17 в., пе­ре­стро­ен в сер. 18 в.); в 2008 воз­вра­ще­но ис­то­рич. зда­ние по­дво­рья на ул. Б. По­лян­ка.

Лит.: Ле­о­нид (Ка­ве­лин), ар­хим. Рус­ский мо­на­стырь св. Пан­те­лей­мо­на – Ру­сик. [Хер­сон, 1867]; [Аза­рия (Поп­цов), схи­мо­нах]. Рус­ский мо­на­стырь св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­лей­мо­на на Свя­той го­ре Афон­ской. 7-е изд. М., 1886. М., 2009; Фео­до­сий (Про­цюк И. И.). Ис­то­рия рус­ско­го на Афо­не Свя­то-Пан­те­лей­мо­но­ва мо­на­сты­ря // К све­ту. М., 2000. Вып. 18; Ве­ли­кая стра­жа: Жизнь и тру­ды бла­жен­ной па­мя­ти афон­ских стар­цев иерос­хи­мо­на­ха Ие­ро­ни­ма и схи­ар­хи­ман­д­ри­та Ма­ка­рия / Авт.-сост. ие­ро­мо­нах Ио­а­ким (Са­бель­ни­ков). М., 2001. Кн. 1; Ва­си­лий (Кри­во­ше­ин), ар­хи­еп. Пись­ма о гор­нем и доль­нем. СПб., 2010; Дмит­ри­ев­ский А. А. Рус­ские на Афо­не. М., 2010; Ка­дас С. Свя­тая Го­ра Афон. Мо­на­сты­ри и их со­кро­ви­ща. [Афи­ны], 2011.

Вернуться к началу