ПАНТЕЛЕИ́МОН ХРИСТИАНСКИЙ СВЯТОЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНТЕЛЕИ́МОН (греч. Παντελεήμων, букв. – всемилостивый) [? – ок. 305, Никомедия, Римская империя (ныне Измит, Турция)], христианский святой, целитель-бессребреник, великомученик.
Единственный источник сведений о П. – его «Мученичество», написанное в ранневизантийское время по-гречески и переведённое на лат., церковнославянский и вост. языки. Оно легло в основу др. жизнеописаний П. и похвальных слов в его честь, принадлежащих Симеону Метафрасту, Никите Давиду Пафлагонянину, Иоанну Геометру, Акрополиту Константину и др.
Согласно «Мученичеству», П. первоначально звали Пантолеонтом (Панталеонтом), он родился в Никомедии, был сыном христианки Еввулы и язычника сенатора Евсторгия. Обучался у придворного медика Евфросина; за красивую внешность был приближен к имп. Максимиану. Пантолеонта, воскресившего укушенного ехидной мальчика, крестил пресвитер Ермолай. Впоследствии Пантолеонт исцелил слепого и безвозмездно лечил обращавшихся к нему больных. После смерти Евсторгия врачи, завидовавшие Пантолеонту, донесли императору, что он является христианином. Пантолеонт был допрошен (при этом исцелил паралитика) и подвергнут пыткам; затем его пытались казнить разл. способами (бросали в море с камнем на шее, отдавали на растерзание зверям, колесовали и др.), но безуспешно. После казни Ермолая Пантолеонту отсекли голову. Перед смертью небесный голос переименовал Пантолеонта в П. Тело П. было погребено к западу от Никомедии, в поместье схоластика Адамантия.
Центром почитания П. был его мартирий в Никомедии; П. посвящены храмы и монастыри в Константинополе, Риме, Европе, на Руси. В Европе и на Востоке П. почитался под своим первым именем Пантолеонт (Панталеонт). Мощи П. неоднократно переносились в Европу: в Лион, Верден, Кёльн и др. города. В Константинополе в Святой Софии храме хранилась глава П., а также хрустальный сосуд с кровью П. и молоком. Жидкости не смешивались: одна находилась снизу, другая – сверху; ежегодно в день памяти П. они менялись местами. На нач. 21 в. сосуд с кровью П. находился в капелле Св. Пантелеимона в г. Равелло (Италия); неск. православных монастырей [Пантелеимонов монастырь на Афоне, мон. Пресвятой Богородицы Панахранту на о. Андрос (Греция) и др.] заявляют о наличии у них частей главы Пантелеимона.
Память П. в греч. православных церквах празднуется обычно 27 июля, день памяти П. по календарю РПЦ – 27 июля (9 авг.), по календарю Римско-католич. церкви – 27 июля.
Иконография
П. изображается безбородым юношей с густыми вьющимися волосами, облачённым в патрицианские одежды. Неизменными его атрибутами являются коробочка с медикаментами и скальпель. Первые изображения П. относятся к 6 в. На боковой створке триптиха из слоновой кости (т. н. триптих Арбавиля; 10 в., Лувр, Париж) представлен погрудный портрет П. в паре со св. Феодором. Наиболее раннее изображение П. в монументальной живописи – во фресках ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (705–707). В визант. храмовой декорации портрет святого в полный рост помещался, как правило, в нижнем ярусе фресок, в ряду святых бессребреников (часто в паре со св. Ермолаем). В рукописи менология Симеона Метафраста (1063, ГИМ) текст жития П. иллюстрирован портретом святого и сценой его казни. Наиболее ранний из известных житийных циклов П. сохранился во фресках итал. ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (кон. 11 в.). Фрески нартекса ц. Св. Пантелеимона в Нерези (Македония, 1164) содержат многочисл. эпизоды жития святого: чудо на море, суд, казнь и погребение учителя Пантелеимона Ермолая и его сподвижников Ермипа и Ермократа, казнь и погребение Пантелеимона, а также др. сцены, которые ввиду плохой сохранности не поддаются идентификации. В 13 в. появляются житийные иконы П. (икона нач. 13 в. с 16 клеймами из Синайского мон. Св. Екатерины). Выбор сцен и их иконография в каждом памятнике различны, что указывает на отсутствие устойчивой иконографич. традиции, связанной со святым. В зап.-европ. худож. традиции П. изображали рядом с др. святыми целителями – Космой и Дамианом.