ИМЯСЛА́ВИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИМЯСЛА́ВИЕ (имябожие, ономатодоксия; имябожничество – наименование, использовавшееся противниками И.), в нач. 20 в. мистико-догматическое течение в истории Рус. церкви, осн. положением которого являлась констатация неразрывной связи между именем Божиим как энергией и действом Божиим и Самим Богом и, как следствие, полное отождествление имени Божия и Самого Бога; одно из поздних проявлений визант.-слав. исихазма.
Начало течения связано с публикацией в 1907 книги кавказского схимонаха-отшельника Илариона (Домрачёва, ок. 1845–1916) «На горах Кавказа». Написанная в виде духовного собеседования Илариона и его наставника старца Дисидерия, она была выпущена по рекомендации старца Варсонофия Оптинского. Центральная тема книги – изложение практич. опыта Иисусовой молитвы (с опорой на восточнохристианскую аскетич. традицию), а также её особого «богословия», основывающегося на констатации присутствия в имени Божием Самого Бога – всем Его существом и всеми Его бесконечными свойствами. Так, Иларион отмечает, что «имя Его всезиждительное, достопоклоняемое и всемогущее есть как бы Сам Он – вседержавный Господь Бог и дражайший Искупитель наш Иисус Христос…», а также «Сын Божий Сам во св. Своем Имени весь и всецело пребывает всеми Своими совершенствами и всею полнотою Своего Божества». Т. о., имя Иисус – не простое человеческое имя, данное Богомладенцу, но имя, от вечности хранимое в предвечном совете Святой Троицы. И коль скоро оно пребывало там, где пребывает единый Бог – Отец, Сын и Святой Дух – и где ничего тварного быть не может, – следовательно, оно само есть Бог. Согласно Илариону, имя Иисусово является основой всего строя Церкви, всякой молитвы, всякого служения; оно же положило начало и монашеской жизни. Благодаря долговременному призыванию имени Иисуса человек может прийти в такое состояние, при котором будет ощущать имя Божие тождественным Самому Господу.
Сочинение Илариона вызвало оживлённую полемику в отшельнической и общежительной среде афонского Фиваидского скита, поддержанную затем в др. рус. обителях Афона, напр. в Свято-Пантелеимоновом мон. В поддержку книги высказались в осн. монахи-отшельники; нашлись и противники, гл. обр. в общежительной среде. Осн. противники И. – иеромонах (впоследствии архимандрит) Алексий (Киреевский, 1870–1945) и инок Хрисанф (Минаев), опубликовавший в 1909 по поручению духовника Свято-Пантелеимонова мон. крайне резкую рецензию на сочинение Илариона. После обнародования рецензии рус. иночество на Афоне окончательно разделилось на две партии – имяборцев и имяславцев. Осенью 1911 состоялся собор иноков Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова мон. с участием игумена монастыря архим. Мисаила. В определении собора рецензия инока Хрисанфа, как несогласная со Священным Писанием, признавалась еретической; кроме того, было составлено и подписано утвердительное «Соборное рассуждение о Имени Иисуса Христа», признававшее, что «в имени Иисус-Христовом присутствует Сам Он, наш Спаситель Господь Иисус Христос невидимо и непостижимо…». Несмотря на послание архим. Мисаила инокам Фиваидского скита (нач. 1912) о необходимости прекращения споров, остановить спор было уже невозможно. В 1912 во главе наиболее активных сторонников и защитников нового течения в среде афонского монашества стал А. К. Булатович.
В 1912 полемика вокруг вопроса о почитании имени Божия была перенесена в Россию, где наиболее активным противником И. стал Антоний (Храповицкий). В 1912, решением Святейшего Синода, кн. «На горах Кавказа» была запрещена в России; в том же году последовало её осуждение со стороны патриарха Константинопольского Иоакима III (1878–1884; 1901–12). В 1913 учение И. было рассмотрено комиссией Богословского уч-ща Константинопольского патриархата на о. Халки; комиссия признала учение И. неправославным. Новый патриарх Константинопольский Герман V (1913–18) в своей грамоте от нач. апр. 1913 объявил учение И. пантеизмом. В мае 1913 Святейший Синод РПЦ осудил учение И.; соответствующее послание было составлено архиеп. Сергием (Страгородским).
В начале июня 1913 на Афон прибыли архиеп. Вологодский Никон (Рождественский) и проф. С. В. Троицкий в сопровождении солдат и офицеров. Проведённая перепись показала, что среди 1700 рус. насельников имяборцами назвали себя 661 чел., имяславцами – 517 чел. После безрезультатных переговоров в нач. июля 1913 солдаты взяли штурмом Свято-Пантелеимонов мон., в котором находились имяславцы; более чем 600 монахов были доставлены с Афона в Одессу; большинство подверглось ссылке, некоторые – тюремному заключению; часть монахов подписала бумаги об отказе от имяславия.
В мае 1914 под председательством митр. Московского и Коломенского Макария (Невского, 1835–1926) Московская синодальная контора произвела суд над руководителями И. Тогда же Святейшим Синодом была подтверждена еретич. сущность учения в целом, однако по письм. распоряжению имп. Николая II имяславцы были прощены, и им было разрешено участвовать в жизни Рус. церкви без формального покаяния. Вопрос об И. поднимался и на Поместном соборе 1917–18 Рос. православной церкви, однако собор не успел вынести определения по нему. На нём присутствовали как активные сторонники, так и противники И. Среди богословов, которые высказались за И., были П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, подготовивший обширный доклад для собора, переработанный впоследствии в отд. богословскую работу. В нач. 1920-х гг. в Москве собирался имяславческий кружок, участником которого, среди прочих, был А. Ф. Лосев; близок к нему был П. А. Флоренский. В 1928 мн. имяславцы в СССР полностью прекратили общение с Рус. православной церковью Московского патриархата и вошли в состав Катакомбной церкви. В среде рус. эмиграции 1920–1930-х гг. учение И. продолжал развивать С. Н. Булгаков («Философия имени», 1953). Сочувственно к идеям И. относился митр. Вениамин (Федченков). С др. стороны, критику «имябожнического» учения в своей работе против софиологии Вл. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского представил архиеп. Серафим (Соболев, 1881–1950) («Новое учение о Софии Премудрости Божией», 1935).