КТИ́ТОР
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КТИ́ТОР (греч. ϰτήτωρ, букв. – основатель, создатель), в православной традиции владелец или покровитель духовного учреждения (монастыря, храма, благотворит. заведения), построивший или восстановивший его на собств. средства. Институт К. получил распространение уже в эпоху ранней Византии (существуют, напр., папирологич. данные о практике ктиторства; особый статус К. был признан законодательством Юстиниана I). Выступать в качестве К. могло как частное лицо (мирянин или клирик), так и церковный институт. К. имел ряд полномочий, обусловленных правом собственности («ктиторское право»): он определял состав клира или обслуживающего персонала, назначал настоятеля (игумена), единолично распоряжался доходами от экономич. деятельности, мог передать основанное им учреждение по наследству. В обязанности К. входило содержание клира (персонала), покупка церковной утвари и прочего необходимого имущества. Если К. строил монастырь, то ему принадлежало право составления монастырского устава (типик, диатаксис, диатипосис). Ктиторские уставы регламентировали адм.-хозяйств. деятельность монастырей и в ряде случаев, учитывая существовавшую традицию, устанавливали правила монашеской аскезы (соблюдение постов, порядок приёма пищи в обычные и праздничные дни, келейное правило). Особая часть уставов была отведена монастырскому или храмовому богослужению, за которым обязательно поминалось имя К. В визант. эпоху помимо личных духовных мотивов строительство ктиторских монастырей было выгодным способом вложения средств, т. к. монастыри защищались законом от конфискации и пр. злоупотреблений со стороны светских властей и нередко наделялись налоговыми и судебными иммунитетами.
Одним из наиболее известных в истории К. был визант. вельможа Григорий Бакуриани (2-я пол. 11 в.), написавший устав основанного им Петрицонского мон. (Бачковский монастырь). Этот устав сохранился в греч., арм. и груз. редакциях.
В России термин «К.» в исконном (визант.) значении известен со 2-й пол. 14 в. (само явление, вероятно, возникло гораздо раньше). Позднее К. иногда называли церковного старосту, избираемого прихожанами, а также назначаемых воен. начальством лиц, которым вверялось управление хозяйством и внешним порядком в церквах воен. ведомства.
Изображения К. (иногда портретные) в скульптуре, мозаике, фреске, иконописи, часто с символич. изображением постройки в руках были распространены в иск-ве Византии, Древней Руси, ср.-век. иск-ве стран Балканского п-ова. К. обычно предстоит перед Христом, Богоматерью или святыми.