Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОПОЧА́НИ

Авторы: М. В. Гринберг

СОПОЧА́НИ (Сопоћани), мо­на­стырь во имя Св. Трои­цы в Раш­ском окр. Сер­бии, близ г. Но­ви-Па­зар, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры 13 в. Ос­но­ван в до­ли­не р. Раш­ка в 1260 серб. ко­ро­лём Сте­фа­ном Уро­шем I как мав­зо­лей ко­ро­лев­ской се­мьи. В 1266 из Сту­де­ниц­ко­го мо­на­сты­ря сю­да бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи его от­ца Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го. В 13–14 вв. С. – круп­ный мо­на­ше­ский центр.

Сопочани. «Перенос мощей святого Симеона из монастыря Хиландар на Афоне в монастырь Студеница». Фреска церкви Святой Троицы. 1263–68. Фото П. С. Павлинова

Цер­ковь Св. Трои­цы (ок. 1263), уз­кая од­но­не­фная ку­поль­ная ба­зи­ли­ка с един­ст­вен­ной ап­си­дой, про­дол­жа­ет ар­хит. идею ц. Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы мон. Сту­де­ни­ца; её ар­ка­тур­ный по­яс, пер­спек­тив­ные пор­та­лы, рез­ные на­лич­ни­ки окон ха­рак­тер­ны для па­мят­ни­ков т. н. раш­ской шко­лы. В кон. 13 в. к церк­ви бы­ли при­строе­ны 2 флан­ки­рую­щие нар­текс ча­сов­ни, от­кры­тый эк­зо­нар­текс и баш­ня на зап. фа­са­де (фре­ски эк­зо­нар­тек­са соз­да­ны по за­ка­зу Сте­фа­на Уро­ша IV Ду­ша­на до 1346). В 1342–46 вдоль сев. и юж. стен, за­пад­нее ру­ка­вов тран­сеп­та, бы­ли воз­ве­де­ны ча­сов­ни Свя­тых Ге­ор­гия и Ни­ко­лая (фре­ски, 1350–60). Фре­ски в ц. Св. Трои­цы (1263–68) со­хра­ни­лись час­тич­но: в ал­та­ре рас­по­ло­же­ны сце­ны Ев­ха­ри­стии и По­кло­не­ния жерт­ве, на сте­нах не­фа в двух яру­сах пред­став­лен еван­гель­ский цикл, на зап. сте­не – ог­ром­ная ком­по­зи­ция Ус­пе­ния, в ниж­нем яру­се стен и на ар­ках – свя­тые вои­ны, апо­сто­лы, пра­от­цы и про­ро­ки в пол­ный рост. Фи­гу­ры свя­тых ста­ту­ар­ны и на­по­ми­на­ют ан­тич­ных ри­то­ров. Цве­то­вая гам­ма фре­сок ос­но­ва­на на го­лу­бых, ли­ло­вых, би­рю­зо­вых и свет­ло-ро­зо­вых то­нах. Фон ими­ти­ру­ет зо­ло­тую мо­заи­ку, как и фон фре­сок мо­на­сты­рей Сту­де­ни­ца и Ми­ле­ше­ва. Рос­пи­си нар­тек­са вклю­ча­ют Страш­ный суд, Дре­во Ие­сее­во, ди­на­стич. порт­рет Не­ма­ни­чей, Все­лен­ские со­бо­ры и Тай­ную ве­че­рю, 18 сцен жи­тия Ио­си­фа, а так­же об­ра­зы свя­тых Ио­ан­на Да­ма­ски­на, Кос­мы Май­юм­ско­го, Кон­стан­ти­на и Еле­ны. Про­исхо­ж­де­ние ху­дож­ни­ков, рас­пи­сав­ших ц. Св. Трои­цы, не­из­вест­но. В от­сут­ст­вие па­мят­ни­ков Кон­стан­ти­но­по­ля это­го пе­рио­да фре­ски С. – важ­ное сви­де­тель­ст­во пе­ре­хо­да от ком­ни­нов­ско­го к па­лео­ло­гов­ско­му сти­лю. Ста­тич­ные сба­лан­си­ро­ван­ные ком­по­зи­ции, мо­ну­мен­таль­ные фи­гу­ры, мас­сив­ные ар­хит. фор­мы фо­на оп­ре­де­ля­ют раз­ви­тие ви­зант. и бал­кан­ско­го иск-ва 2-й пол. 13–14 вв. С. пе­ре­жи­ли неск. пе­рио­дов за­пус­те­ния (ру­беж 14–15 вв., нач. 16 в.), по­жар (1689). С. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Djurić V. Sopoćani. Lpz., 1967; L’art byzantin du XIIIe siècle: Symposium de So­poćani. Beograd, 1967; Джу­рич В. Ви­зан­тий­ские фре­ски: Сред­не­ве­ко­вая Сер­бия, Дал­ма­ция, сла­вян­ская Ма­ке­до­ния. М., 2000; Ма­на­стир Сопоћани // Српска кул­тур­на и ду­хов­на баш­ти­на: Не­мањич­ки ма­на­сти­ри. Бео­град; Це­тиње, 2012.

Вернуться к началу