СОПОЧА́НИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОПОЧА́НИ (Сопоћани), монастырь во имя Св. Троицы в Рашском окр. Сербии, близ г. Нови-Пазар, памятник архитектуры 13 в. Основан в долине р. Рашка в 1260 серб. королём Стефаном Урошем I как мавзолей королевской семьи. В 1266 из Студеницкого монастыря сюда были перенесены мощи его отца Стефана Первовенчанного. В 13–14 вв. С. – крупный монашеский центр.
Церковь Св. Троицы (ок. 1263), узкая однонефная купольная базилика с единственной апсидой, продолжает архит. идею ц. Успения Богородицы мон. Студеница; её аркатурный пояс, перспективные порталы, резные наличники окон характерны для памятников т. н. рашской школы. В кон. 13 в. к церкви были пристроены 2 фланкирующие нартекс часовни, открытый экзонартекс и башня на зап. фасаде (фрески экзонартекса созданы по заказу Стефана Уроша IV Душана до 1346). В 1342–46 вдоль сев. и юж. стен, западнее рукавов трансепта, были возведены часовни Святых Георгия и Николая (фрески, 1350–60). Фрески в ц. Св. Троицы (1263–68) сохранились частично: в алтаре расположены сцены Евхаристии и Поклонения жертве, на стенах нефа в двух ярусах представлен евангельский цикл, на зап. стене – огромная композиция Успения, в нижнем ярусе стен и на арках – святые воины, апостолы, праотцы и пророки в полный рост. Фигуры святых статуарны и напоминают античных риторов. Цветовая гамма фресок основана на голубых, лиловых, бирюзовых и светло-розовых тонах. Фон имитирует золотую мозаику, как и фон фресок монастырей Студеница и Милешева. Росписи нартекса включают Страшный суд, Древо Иесеево, династич. портрет Неманичей, Вселенские соборы и Тайную вечерю, 18 сцен жития Иосифа, а также образы святых Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского, Константина и Елены. Происхождение художников, расписавших ц. Св. Троицы, неизвестно. В отсутствие памятников Константинополя этого периода фрески С. – важное свидетельство перехода от комниновского к палеологовскому стилю. Статичные сбалансированные композиции, монументальные фигуры, массивные архит. формы фона определяют развитие визант. и балканского иск-ва 2-й пол. 13–14 вв. С. пережили неск. периодов запустения (рубеж 14–15 вв., нач. 16 в.), пожар (1689). С. включены в список Всемирного наследия.