ИО́СИФ ОБРУ́ЧНИК
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИО́СИФ ОБРУ́ЧНИК, согласно христианской традиции, вдовец, избранный Богом для хранения чистоты Девы Марии, будущей Богородицы, с которым Она была обручена; христианский святой. После некоторого пребывания Марии в его доме, когда обнаружилась Её беременность, И. О. решил тайно отпустить Марию, чтобы освободить от преследования закона, но явившийся ему ангел поведал, что «родившееся в Ней» есть Сын Божий, Спаситель, и повелел принять Её (Мф. 1:18–25). Согласно родословию Иисуса Христа, И. О. был сыном Иакова, из рода царя Давида (Мф. 1:16). Несмотря на знатное происхождение, он, по-видимому, не был богат, т. к. трудился плотником (Мф. 13:55). Канонические Евангелия сообщают, что И. О. был свидетелем рождения Иисуса Христа в Вифлееме (Мф. 1:19–25), принесения Его в Храм, сретения праведным Симеоном Богоприимцем и обрезания (Лк. 2:25–35), присутствовал во время поклонения волхвов (Мф. 1:1–11). Когда царь Ирод решил погубить младенца Иисуса, И. О. по наставлению ангела вместе с Девой Марией и младенцем Иисусом бежали в Египет (Мф. 2:13). После смерти Ирода они хотели вернуться в Вифлеем, но, получив откровение от Бога, ушли в Галилею и поселились в Назарете. Последний раз в евангельской истории И. О. упоминается в рассказе о паломничестве Святого семейства в Иерусалим на Пасху и о 12-летнем отроке Иисусе в Иерусалимском храме (Лк. 2:41–51). По мнению многих толкователей, И. О. умер ещё до выступления Христа на общественную проповедь, т. к. он не был на браке в Кане (Ин. 2:1–10) и не упоминается в рассказе о распятии Христа.
Согласно распространённой церковной традиции, у И. О. были сыновья от первого брака: Иаков, Иосий (в апокрифах и агиографич. лит-ре варианты имени – Иосия, Иосиф, Иуст), Симон и Иуда (ср.: Мф. 13:55; Мк. 6:3) и 2 дочери. Сначала сыновья И. О. не верили в мессианство Иисуса Христа (Мк. 3:21), но после Его воскресения уверовали и пребывали с апостолами. Иаков некоторое время руководил иерусалимской общиной христиан (ср.: Деян. 12:17, 15:13; Euseb. Hist. Eccl. I 12.4; II 1. 2–5, 23.1). Согласно церковному преданию, Иаков и Иуда являются авторами надписанных их именами посланий, вошедших в канон Нового Завета. Помимо имён братьев в апокрифах упоминаются имена дочерей И. О.: Лисия и Лидия («История Иосифа-плотника», 2) либо Ассия и Лидия (согласно изданию Тишендорфа – Evangelia apocrypha / Hrsg. von C. Tischendorf. 2. Aufl. Lpz., 1876. Repr.: Hildesheim, 1987. S. 122f.). Епифаний Кипрский приводит др. имена: Мария или Анна и Саломея (Ancor. 60; Panarion 78.8).
Некоторые подробности жизни И. О. упоминаются в ряде раннехристианских апокрифов: «История Иосифа-плотника», «Протоевангелие Иакова» и др. В «Протоевангелии Иакова» описывается обряд избрания И. О. опекуном Девы Марии. Когда Марии исполнилось 12 лет, священники в храме Божием, где Она находилась с 3-летнего возраста, стали советоваться, как уберечь Её, давшую обет девства. Представший перед первосвященником ангел повелел ему созвать вдовцов, и, кому Господь явит знамение, тому Мария станет женой (сохраняя девственность). Среди пришедших вдовцов был и И. О. Первосвященник собрал у пришедших посохи, вошёл в святая святых и молился; затем вручил каждому его посох. Когда посох взял И. О., из посоха вылетела голубка (по др. сказаниям – посох расцвёл). «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа», – сказал первосвященник. «У меня уже есть сыновья, и я стар», – возражал Иосиф. Но, испугавшись наказания Бога за ослушание, он взял Марию в свой дом («Протоевангелие Иакова», 8–9).
Дни памяти: в Рус. православной церкви – 1-е воскресенье по Рождестве Христовом, в Римско-католической – 19 марта и 1 мая. В 1870 папа Римский Пий IX провозгласил И. О. небесным покровителем католич. церкви.
Иконография
В Зап. Европе наряду с Евангелием от Матфея источником для иконографии И. О. послужили «Протоевангелие Иакова», а также «Золотая легенда» Якова Ворагинского. Сцены «Испытание водой обличения» и «Выбор Иосифа обручником Марии» включали в Мариологические циклы (росписи Джотто в Капелле дель-Арена в Падуе, 1303–1306), а «Пришествие в Град Сотин» – в Христологические. Одним из важнейших сюжетов в истории И. О. является «Обручение Марии» (алтари Рафаэля, 1504, галерея Брера, Милан; Россо Фьорентино, 1523, ц. Сан-Лоренцо, Флоренция). Как в зап.-европ., так и в византийской и др.-рус. живописи И. О. изображался в сюжетах Рождество Христово, «Поклонение волхвов», «Сретение», «Обрезание», «Бегство в Египет», «Святое семейство» («Тондо Дони» Микеланджело, 1504–05, галерея Уффици, Флоренция). Иногда его фигура присутствует в сцене «Благовещение». В числе предков Христа он изображался в композиции «Древо Иессеево», распространённой в росписях серб. и рус. храмов с 13–14 вв. (в зап. иконографии этого сюжета он встречается редко). В живописи интернациональной готики И. О. стал олицетворением бедности, а его изображения – средоточием жанровых черт: его представляли занимающимся плотничьим ремеслом («Святое семейство с ангелами», ок. 1410, Гос. музеи, Берлин), помешивающим суп («Поклонение волхвов», ок. 1420, Музей земли Гессен, Дармштадт) или прячущим дары волхвов («Поклонение волхвов» мастера Франке, 1424, Кунстхалле, Гамбург). В «Алтаре Мероде» (Р. Кампен, ок. 1427, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Иосиф-плотник мастерит мышеловку дьяволу. Самостоят. изображения И. О. приобрели популярность в Зап. Европе с кон. 16 в., когда его культ распространился благодаря св. Терезе Авильской и иезуитам. Его представляли с расцветшим жезлом и младенцем Иисусом на руках (алтарь Эль Греко в Капелле Сан-Хосе, Толедо, 1597–99), иногда – обучающим отрока Иисуса («Иосиф-плотник» Ж. де Латура, 1642, Лувр, Париж).