ЛАТУ́Р ЛА ТУР ЖОРЖ ДЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАТУ́Р, Ла Тур (La Tour) Жорж де (крещён 14.3.1593, Вик-сюр-Сей, близ Нанси – 15.1.1653, Люневиль), франц. живописец. Родился в многодетной семье булочника. О годах его обучения не известно ничего достоверного (предположительно занимался в мастерской Ж. де Белланжа в Нанси между 1605 и 1610). В 1620, после женитьбы, Л. по разрешению герцога Анри Лотарингского переехал в Люневиль, где занимался также коммерцией. Был свидетелем бесчисленных бедствий, обрушившихся на Лотарингию во время Тридцатилетней войны 1618–48. В 1638 Люневиль был разграблен и сгорел; вероятно, в огне погибли мн. произведения художника. Затем, по-видимому, переехал в Нанси; в 1639 посетил Париж, где получил звание «ординарного живописца короля». Существует предание, что, когда Л. преподнёс Людовику XIII свою картину «Ночная сцена со святым Себастьяном» (ныне считается утраченной), король приказал убрать из своих покоев все др. полотна.
Картины Л. на бытовые и религ. сюжеты лаконичны, просты, подчас суровы. Жизнь в Лотарингии, сохранявшая местные, восходящие к Средневековью черты, наложила отпечаток на его иск-во. Вместе с тем оно отразило и воздействие нового направления в живописи – караваджизма, предположительно воспринятое Л. через нидерл. художников и лотарингского мастера «ночных сцен» Ж. Леклерка. Все картины Л. – большого формата; крупные фигуры наделены почти скульптурной объёмностью. Такова группа его произведений, изображающих слепых музыкантов-рылейщиков, держащих в руках рыли (нар. струнные инструменты). Одна из этих работ («Рылейщик», Музей изящных искусств, Нант) поразила П. Мериме своей «низменной и жестокой правдой».
С такой же суровой достоверностью и интересом к нар. типам Л. писал святых и апостолов, похожих на нищих странников («Кающийся святой Иероним», Музей, Гренобль; вариант – Нац. музей, Стокгольм). Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам («Гадалка», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Шулер», 1635?, Лувр), живописец решал жанровые сцены сдержанно, без отвлекающих внимание деталей, поразительно точно находя психологич. характеристики персонажей; гл. внимание уделено их жестам и взглядам. Но особенную славу Л. принесли т. н. ночные сцены, в которые он вводит караваджистские приёмы искусств. освещения (изображение свечи, факела, светильника). В его иск-ве свет приобрёл особое значение. Идущий широким потоком, рассеивая тьму, он подчёркивает строгую обобщённость композиций; под действием света загораются, бросая тёплые рефлексы на лица, насыщенные сильным цветовым звучанием красные, коричневые, фиолетовые тона одежд. Свет у Л. – гл. средство эмоционального воздействия картины, он создаёт впечатление торжественного величия, глубокой, подчас драматич. содержательности происходящего.
«Ночные сцены» Л. написаны на религ. сюжеты, но многие из них кажутся трактованными в жанровом духе. В каждом простом мотиве художник стремится увидеть нечто возвышенное, важное, передать ощущение некоего таинства: «Рождество» («Новорождённый»; Музей изящных искусств, Ренн), «Явление ангела святому Иосифу» (ок. 1640, Музей изящных искусств, Нант), «Раскаяние Марии Магдалины» (ок. 1640–45; варианты – Метрополитен-музей, Лувр, и др. собрания), «Святой Иосиф-плотник» (ок. 1642), «Поклонение пастухов» (1644; обе – Лувр, Париж). Вершина творчества Л. – «Мученичество святого Себастьяна» (др. названия – «Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной», «Обнаружение святого Себастьяна святой Ириной»; 1649, Лувр; вариант – Гос. музеи, Берлин; см. илл. в ст. Караваджизм). Художник передаёт не только общее чувство скорби, охватившее св. Ирину и сопровождающих её женщин, но и оттенки этого чувства в каждой из фигур плакальщиц – оцепенение, скорбное недоумение, горький плач, безмолвное сострадание. Л. нигде не допускает преувеличения, и тем сильнее эмоциональное, почти гипнотическое воздействие его картины на зрителя.
Творчество Л. оставалось забытым в течение почти трёх веков после его смерти. Художник заново открыт после парижской выставки «Живописцы реальности» (1934–35), где было представлено 12 его картин. Выставка активизировала науч. изыскания о Л., однако и сегодня далеко не все проблемы его биографии, атрибуций и хронологии произведений могут считаться решёнными (как полагают, б. ч. сохранившихся картин Л. создана им в последнее десятилетие жизни).