«ЖИВОПИ́СЦЫ РЕА́ЛЬНОСТИ»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЖИВОПИ́СЦЫ РЕА́ЛЬНОСТИ», «художники реальности» (франц. les peintres de la réalité; итал. i pittori della realtа̀), направление в живописи Франции и Италии кон. 16–18 вв. Термин вошёл в употребление благодаря сочинению Шанфлёри «Живописцы реальности при Людовике XIII. Братья Ленен» (1862); широкое распространение получил после парижской выставки 1934 (под назв. «Живописцы реальности»), организованной искусствоведом Ч. Стерлингом, где были представлены произведения франц. художников 17 в. (Ж. де Латур, бр. Ленен, Валантен и др.). После выставки 1953 в Милане «Художники реальности в Ломбардии» понятие распространилось и на живопись Сев. Италии кон. 16 – нач. 18 вв. (Б. Манфреди, Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лисс, Бамбоччанти, Дж. Черути, А. Карнео, Э. Кейль и др.).
Истоки направления совр. исследователи видят в рисунках Леонардо да Винчи, в реалистич. тенденциях иск-ва Венеции и Ломбардии 2-й пол. 16 в. Однако решающее влияние на его формирование оказало наследие Караваджо (в котором многие современники находили прежде всего натурализм и непосредственность в передаче реальности), а также живопись протестантских стран, в первую очередь Голландии, где утверждение повседневности как объекта живописи происходило быстрее, чем в др. европ. странах. «Ж. р.» являются неотъемлемой частью культуры барокко, их иск-во противостоит академической и декоративно-иллюзионистич. живописи. Если в последних доминировали религ., мифологич., историч. темы, а также парадный портрет, то творчество «Ж. р.» утверждает в иск-ве католич. стран т. н. низкие жанры: сцены из жизни солдат, крестьян, торговцев, художников, бродяг (у бр. Ленен стирается грань между сюжетами Священной истории, представленными в стилистике «народного» жанра, и сценами из жизни простых людей, изображёнными с использованием традиц. иконографии религ. сюжетов). Произведениям «Ж. р.» свойственны подчёркнутая характерность типажей, ярко выраженная жанровость композиций, широкое введение в картины бытовых мотивов, элементов натюрморта и реального неидеализированного пейзажа. Благодаря «Ж. р.» образы повседневного быта проникают во все жанры и в творчество мн. европ. художников.