ЛЕНЕ́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕНЕ́Н, Ле Нен (Le Nain), франц. живописцы, братья: Антуан [ок. 1600, Лан(?), Пикардия – похоронен 26.5.1648, Париж], Луи [ок. 1600, Лан(?) – похоронен 24.5.1648, Париж], Матьё (ок. 1607, Лан – похоронен 26.4.1677, Париж).
Родились в семье разбогатевшего фермера-винодела из Лана, ставшего королевским сержантом, следившим за поступлением соляного налога. Начальное худож. образование получили, вероятно, у местных монастырских живописцев. Ок. 1623 старший из братьев (Антуан) обосновался в квартале Сен-Жермен-де-Пре в Париже, в 1629 принят в сен-жерменскую корпорацию художников. С кон. 1620-х гг. братья имели общую мастерскую в Париже, которой руководил Антуан (возможно, он был учителем своих братьев), и часто работали совместно. Художники вскоре стали известны и получали заказы (в т. ч. на портреты и религ. работы; б. ч. этих произведений не сохр.). В 1648 бр. Л. избраны членами только что образованной Королевской академии живописи и скульптуры (Антуан и Луи получили звание жанровых живописцев); спустя 2 месяца скончались оба старших брата. Все подписанные (их сохранилось 16) и датированные картины бр. Л. относятся к 1640-м гг. Интерес к их творчеству возродился после долгого периода забвения благодаря трудам Шанфлёри («Каталог картин Лененов», ок. 1861; «Живописцы реальности при Людовике XIII. Братья Ленен», 1862). Изучение наследия Л. стимулировала парижская выставка «Живописцы реальности» (1934), однако мн. проблемы атрибуции (разделения их творчества) нельзя считать окончательно решёнными и поныне.
Самым «архаическим» и «фламандским» из бр. Л. принято считать Антуана; приписываемые ему безыскусные групповые портреты на медных досках дробны по композиции и однообразны по характеристикам. Наиболее яркий и талантливый из братьев, Луи, в раннем творчестве испытал влияние караваджизма (скорее всего, благодаря знакомству с произведениями Валантена и работавшего во Франции О. Джентилески): «Тайная вечеря» (1630-е гг., Лувр) и др. В 1640-е гг. писал преим. сцены из крестьянской жизни, создав особый стиль, одинаково далёкий от идеализации Д. Тенирса Младшего, острого реализма А. Брауэра и стихийной чувственности «счастливых пейзан» П. П. Рубенса. Чёткие композиц. построения, часто имеющие в своей основе мотив предстояния (художник нередко использует приём изокефалии), пластич. завершённость формы, сдержанное благородство серебристо-серой гаммы определяют ясный эмоциональный строй его картин. Луи монументализирует обыденное явление, придаёт фигурам крестьян торжественную значительность, не лишая их при этом жизненной характерности («Возвращение с сенокоса», 1641, «Крестьяне за едой», 1642, «Кузница», все – Лувр; «Отдых всадника», Музей Виктории и Альберта, Лондон; «Посещение бабушки», «Семейство молочницы», обе – Эрмитаж, С.-Петербург). Возвышенной трактовкой природы и композиционным совершенством работы Луи близки классицистич. иск-ву Н. Пуссена. Матьё сначала также работал в крестьянском жанре; позднее писал элегантные портреты и сцены из дворянского быта («Игроки в трик-трак», Лувр).