Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖЕНТИЛЕ́СКИ

ДЖЕНТИЛЕ́СКИ (Gentileschi), се­мья итал. жи­во­пис­цев 16 – сер. 17 вв., наи­бо­лее яр­кие пред­ста­ви­те­ли итал. ка­ра­вад­жиз­ма.

О. Джентилески. «Мадонна с Младенцем». 1610. Собрание Контини-Бонакосси (Флоренция).

Ора­цио (9.7.1563, Пи­за – 7.2.1639, Лон­дон), в ран­них про­из­ве­де­ни­ях свя­зан с итал. мань­е­риз­мом, но уже с 1605 в его стан­ко­вых ра­бо­тах оче­вид­но влия­ние Ка­ра­вад­жо, с ко­то­рым он по­зна­комил­ся в Ри­ме, ку­да пе­ре­ехал в кон. 1590-х гг. Д. ра­бо­тал так­же в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си: уча­ст­во­вал в соз­да­нии мо­за­ик в ку­по­ле со­бо­ра Св. Пет­ра (1609–10; совм. с А. Тас­си), рас­пи­сы­вал Ка­си­но Муз (1611–12), Са­ла-дель-Кон­си­сто­рио в Па­лац­цо Кви­ри­на­ле (1612) и др. (все – в Ри­ме). Ра­бо­тал в Ге­нуе при дво­ре гер­цо­га Са­вой­ско­го (1623–26); в Па­ри­же по за­ка­зу Ма­рии Ме­ди­чи ис­пол­нил ряд ал­ле­го­рич. ком­по­зи­ций для Люк­сем­бург­ско­го двор­ца (1624–25). С 1626 при­двор­ный ху­дож­ник Кар­ла I в Лон­до­не, где соз­дал пла­фон Боль­шо­го за­ла Ку­инс-хау­са в Грин­ви­че (1638–39, ны­не – в Маль­бо­ро-ха­ус, Лон­дон), при уча­стии сво­ей до­че­ри Ар­те­ми­зии.

А. Джентилески. «Юдифь, убивающая Олоферна». 1611–12. Национальный музей Каподимонте (Неаполь).

Ар­те­ми­зия (8.7.1593, Рим – 1652 или 1653, Не­аполь), бы­ла уче­ни­цей Ора­цио, так­же бра­ла уро­ки пер­спек­ти­вы у А. Тас­си. В 1612 пе­ре­еха­ла во Фло­рен­цию. Не­од­но­крат­но об­ра­ща­лась к биб­лей­ско­му сю­же­ту о Юди­фи и Оло­фер­не («Юдифь, уби­ваю­щая Оло­фер­на», 1611–12, Нац. му­зей Ка­по­ди­мон­те, Неа­поль; «Юдифь с го­ло­вой Оло­фер­на», ок. 1613–14, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; пов­то­ре­ния в др. соб­ра­ни­ях). В 1616 ста­ла пер­вой жен­щи­ной, удо­сто­ен­ной член­ст­ва во фло­рен­тий­ской Ака­де­мии ри­сун­ка. В 1620 вер­ну­лась в Рим, ра­бо­та­ла в Ге­нуе, с 1630 – в Не­апо­ле; со­вер­ши­ла по­езд­ку в Анг­лию (кон. 1630-х гг.). Для её жи­во­пи­си ха­рак­тер­ны на­ту­ра­лизм, по­вы­шен­ная экс­прес­сия.

Лит.: Longhi R. Gentileschi, padre e figlia // Longhi R. Opere complete. Firenze, 1961. Vol. 1; Rossi M. O. Gentileschi. Mil., 1965; O. e A. Gentileschi. (Cat.). Mil., 2001.

Вернуться к началу