ДЖЕНТИЛЕ́СКИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖЕНТИЛЕ́СКИ (Gentileschi), семья итал. живописцев 16 – сер. 17 вв., наиболее яркие представители итал. караваджизма.
Орацио (9.7.1563, Пиза – 7.2.1639, Лондон), в ранних произведениях связан с итал. маньеризмом, но уже с 1605 в его станковых работах очевидно влияние Караваджо, с которым он познакомился в Риме, куда переехал в кон. 1590-х гг. Д. работал также в области монументальной живописи: участвовал в создании мозаик в куполе собора Св. Петра (1609–10; совм. с А. Тасси), расписывал Касино Муз (1611–12), Сала-дель-Консисторио в Палаццо Квиринале (1612) и др. (все – в Риме). Работал в Генуе при дворе герцога Савойского (1623–26); в Париже по заказу Марии Медичи исполнил ряд аллегорич. композиций для Люксембургского дворца (1624–25). С 1626 придворный художник Карла I в Лондоне, где создал плафон Большого зала Куинс-хауса в Гринвиче (1638–39, ныне – в Мальборо-хаус, Лондон), при участии своей дочери Артемизии.
Артемизия (8.7.1593, Рим – 1652 или 1653, Неаполь), была ученицей Орацио, также брала уроки перспективы у А. Тасси. В 1612 переехала во Флоренцию. Неоднократно обращалась к библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне («Юдифь, убивающая Олоферна», 1611–12, Нац. музей Каподимонте, Неаполь; «Юдифь с головой Олоферна», ок. 1613–14, галерея Уффици, Флоренция; повторения в др. собраниях). В 1616 стала первой женщиной, удостоенной членства во флорентийской Академии рисунка. В 1620 вернулась в Рим, работала в Генуе, с 1630 – в Неаполе; совершила поездку в Англию (кон. 1630-х гг.). Для её живописи характерны натурализм, повышенная экспрессия.