Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНА́ЙСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 211-212

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Лосева; М. В. Гринберг (архитектура и изобразительное искусство)
Синайский монастырь Святой Екатерины. Литография Л. Ага по рисунку Д. Робертса, раскраска акварелью. 1849. Библиотека Уэлкома (Лондон).

СИНА́ЙСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны, муж­ской, ав­то­ном­ный. Рас­по­ло­жен воз­ле го­ры Му­са (Дже­бель-Му­са, араб. – го­ра Мои­сея, см. Си­най) в юж. час­ти Си­най­ско­го п-ова (Еги­пет). Выс­ший адм. и за­ко­но­дат. ор­ган С. м. – со­б­ра­ние бра­тии, игу­мен – ар­хи­еп. Си­най­ский, Фа­ран­ский и Ра­иф­ский. Мо­на­хи ста­ли се­лить­ся на Си­нае с 4 в. Ук­ре­п­лён­ный мо­на­стырь для за­щи­ты ино­ков от ко­чев­ни­ков в 6 в. по­стро­ил имп. Юс­ти­ни­ан I на мес­те, где, по пре­да­нию, про­из­ра­ста­ла не­опа­ли­мая ку­пи­на. Мо­на­стырь был по­свя­щён Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, а ба­зи­ли­ка – Пре­об­ра­же­нию Гос­под­ню. Ис­то­рия строи­тель­ст­ва С. м. из­ло­же­на в со­чи­не­ни­ях Про­ко­пия Ке­са­рий­ско­го «О по­строй­ках» (553–555) и Ев­ти­хия, пат­ри­ар­ха Алек­сан­д­рий­ско­го (1-я пол. 10 в.). По пре­да­нию, Юс­ти­ни­ан воз­вёл игу­ме­на в епи­скоп­ский сан и дал оби­те­ли при­ви­ле­гии. На ос­но­ва­нии яко­бы по­лу­чен­ной в 624 от про­ро­ка Му­хам­ме­да гра­мо­ты (впо­след­ст­вии при­знан­ной не­дос­то­вер­ной), га­ран­ти­ро­вав­шей не­при­кос­но­вен­ность цер­ков­ных име­ний, ос­во­бо­ж­де­ние от по­да­тей и ряд др. прав, ср.-век. му­сульм. пра­ви­те­ли при­зна­ва­ли осо­бый ста­тус С. м. Важ­ную роль в ис­то­рии мо­на­сты­ря сыг­ра­ло пре­да­ние (вре­мя его воз­ник­но­ве­ния вы­зы­ва­ет спо­ры: ок. 800, ру­беж 9–10 вв., кон. 10 в.) об об­ре­те­нии на со­сед­ней го­ре мо­щей вмц. Ека­те­ри­ны Си­най­ской. Мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­цы сна­ча­ла на­хо­ди­лись в не­боль­шой церк­ви, по­стро­ен­ной на вер­ши­не го­ры, а по­сле их пе­ре­не­се­ния в мо­на­стыр­скую ба­зи­ли­ку за С. м. за­кре­пи­лось на­зва­ние оби­те­ли Св. Ека­те­ри­ны. С. м. – один из важ­ней­ших цен­тров пра­во­слав­но­го мо­на­ше­ст­ва, здесь под­ви­за­лись пре­по­доб­ные Ио­анн Ле­ст­вич­ник, Ана­ста­сий Си­на­ит и Гри­го­рий Си­на­ит. С. м. имел под­во­рья в Егип­те, стра­нах Ле­ван­та, на ост­ро­вах Крит и Кипр, на тер­ри­то­рии совр. Тур­ции и Ру­мы­нии, а так­же в Кие­ве.

По пре­да­нию, пер­вую ц. Бо­го­ма­те­ри на мес­те С. м. воз­ве­ла имп. Еле­на в 327–328. Внут­ри 4-уголь­ных в пла­не мо­на­стыр­ских стен, сло­жен­ных из крас­но­го гра­ни­та и снаб­жён­ных баш­ня­ми по уг­лам, рас­по­ло­же­ны раз­ные по­строй­ки (ос­но­ва­ния 6 в.), в т. ч. тра­пез­ная, т. н. коло­дец Мои­сея, кух­ня. Хо­ро­шо со­хра­нив­шая­ся 3-не­фная ба­зи­ли­ка (548–565) име­ет стро­пиль­ное пе­ре­кры­тие; над­пись на бал­ке со­об­ща­ет имя ар­хи­тек­то­ра – Сте­фан из Ай­лы. Её зап. фа­сад увен­чан баш­ня­ми (ос­та­лись не­за­вер­шён­ны­ми). Ап­си­да, по­лу­цир­куль­ная внут­ри и гра­нё­ная сна­ру­жи, замк­ну­та ме­ж­ду дву­мя силь­но вы­дви­ну­ты­ми на вос­ток пас­то­фо­рия­ми и со­ору­жён­ным позд­нее при­де­лом Не­опа­ли­мой Ку­пи­ны (ок. 7 в.). Внут­ри кон­ху ап­си­ды ук­ра­ша­ет мо­заи­ка «Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не», над ней рас­по­ло­же­ны ме­даль­о­ны с бюс­та­ми апо­сто­лов и вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков, вы­ше – фи­гу­ры ле­тя­щих ан­ге­лов и сце­ны «Мои­сей пе­ред Не­опа­ли­мой Ку­пи­ной» и «Мои­сей при­ни­ма­ет скри­жа­ли за­ве­та» (ис­пол­не­ны кон­стан­ти­но­поль­ски­ми мас­те­ра­ми в 548–565). На са­мой вер­ши­не го­ры Мои­сея пер­вый храм был по­стро­ен в 360–363. При имп. Юс­ти­ниа­не здесь воз­ве­ли 3-не­фную ба­зи­ли­ку, вско­ре она бы­ла раз­ру­ше­на, на мес­те вост. час­ти её глав­но­го не­фа сей­час сто­ит ц. Св. Трои­цы (1934–35). Не­да­ле­ко от С. м. на­хо­дят­ся церк­ви Бо­го­ма­те­ри Эко­но­мис­сы (пер­во­на­чаль­ное зда­ние 9 в. не сохр.) и иси­ха­сти­рий (скит) свя­тых Га­лак­тио­на и Епи­сти­мии. На го­ре Хо­рив, бывшей в визант. период центром монашества, сто­ит ц. Про­ро­ка Илии (ок. 4 в., мно­го­крат­но пе­ре­страи­ва­лась, по­след­ний раз – в 1901), а на го­ре Ка­те­рин (Св. Ека­те­ри­ны) – ча­сов­ня (совр. зда­ние нач. 18 в.).

Изо­ли­ро­ван­ное гео­гра­фич. по­ло­же­ние по­зво­ли­ло С. м. из­бе­жать раз­ру­ше­ний пе­рио­да ико­но­бор­че­ст­ва и спо­соб­ст­во­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию бо­га­тей­ших ху­дож. кол­лек­ций. Со­б­ра­ние икон на­счи­ты­ва­ет св. 2 тыс. па­мят­ни­ков, в т. ч. ред­кие про­из­ве­де­ния эн­кау­сти­че­ской жи­во­пи­си 6–7 вв. («Хри­стос Пан­то­кра­тор», «Бо­го­ма­терь на пре­сто­ле со свя­ты­ми Фео­до­ром Ти­ро­ном и Ге­ор­ги­ем», «Апо­стол Пётр»). Биб­лио­те­ка рас­по­ла­га­ет 4477 ру­ко­пи­сями на греч., араб­ском, груз., си­рий­ском и ста­ро­сла­вян­ском язы­ках, по­зво­ляя су­дить о раз­но­об­ра­зии куль­тур­ных тра­ди­ций под­ви­зав­ших­ся здесь мо­на­хов. Боль­шин­ст­во ма­ну­ск­рип­тов до сих пор под­роб­но не опи­са­но. С. м. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Forsyth G. H., Weitzmann K. The Mona­stery of Saint Catherine at Mount Sinai: The church and fortress of Justinian. Ann Arbor, 1973; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine. Athens, 1990; Pilgrimage to Sinai: Treasures from the Holy Monastery of St. Catherine. Athens, 2004.

Вернуться к началу