СИНА́ЙСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИНА́ЙСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ во имя великомученицы Екатерины, мужской, автономный. Расположен возле горы Муса (Джебель-Муса, араб. – гора Моисея, см. Синай) в юж. части Синайского п-ова (Египет). Высший адм. и законодат. орган С. м. – собрание братии, игумен – архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский. Монахи стали селиться на Синае с 4 в. Укреплённый монастырь для защиты иноков от кочевников в 6 в. построил имп. Юстиниан I на месте, где, по преданию, произрастала неопалимая купина. Монастырь был посвящён Пресвятой Богородице, а базилика – Преображению Господню. История строительства С. м. изложена в сочинениях Прокопия Кесарийского «О постройках» (553–555) и Евтихия, патриарха Александрийского (1-я пол. 10 в.). По преданию, Юстиниан возвёл игумена в епископский сан и дал обители привилегии. На основании якобы полученной в 624 от пророка Мухаммеда грамоты (впоследствии признанной недостоверной), гарантировавшей неприкосновенность церковных имений, освобождение от податей и ряд др. прав, ср.-век. мусульм. правители признавали особый статус С. м. Важную роль в истории монастыря сыграло предание (время его возникновения вызывает споры: ок. 800, рубеж 9–10 вв., кон. 10 в.) об обретении на соседней горе мощей вмц. Екатерины Синайской. Мощи великомученицы сначала находились в небольшой церкви, построенной на вершине горы, а после их перенесения в монастырскую базилику за С. м. закрепилось название обители Св. Екатерины. С. м. – один из важнейших центров православного монашества, здесь подвизались преподобные Иоанн Лествичник, Анастасий Синаит и Григорий Синаит. С. м. имел подворья в Египте, странах Леванта, на островах Крит и Кипр, на территории совр. Турции и Румынии, а также в Киеве.
По преданию, первую ц. Богоматери на месте С. м. возвела имп. Елена в 327–328. Внутри 4-угольных в плане монастырских стен, сложенных из красного гранита и снабжённых башнями по углам, расположены разные постройки (основания 6 в.), в т. ч. трапезная, т. н. колодец Моисея, кухня. Хорошо сохранившаяся 3-нефная базилика (548–565) имеет стропильное перекрытие; надпись на балке сообщает имя архитектора – Стефан из Айлы. Её зап. фасад увенчан башнями (остались незавершёнными). Апсида, полуциркульная внутри и гранёная снаружи, замкнута между двумя сильно выдвинутыми на восток пастофориями и сооружённым позднее приделом Неопалимой Купины (ок. 7 в.). Внутри конху апсиды украшает мозаика «Преображение Господне», над ней расположены медальоны с бюстами апостолов и ветхозаветных пророков, выше – фигуры летящих ангелов и сцены «Моисей перед Неопалимой Купиной» и «Моисей принимает скрижали завета» (исполнены константинопольскими мастерами в 548–565). На самой вершине горы Моисея первый храм был построен в 360–363. При имп. Юстиниане здесь возвели 3-нефную базилику, вскоре она была разрушена, на месте вост. части её главного нефа сейчас стоит ц. Св. Троицы (1934–35). Недалеко от С. м. находятся церкви Богоматери Экономиссы (первоначальное здание 9 в. не сохр.) и исихастирий (скит) святых Галактиона и Епистимии. На горе Хорив, бывшей в визант. период центром монашества, стоит ц. Пророка Илии (ок. 4 в., многократно перестраивалась, последний раз – в 1901), а на горе Катерин (Св. Екатерины) – часовня (совр. здание нач. 18 в.).
Изолированное географич. положение позволило С. м. избежать разрушений периода иконоборчества и способствовало формированию богатейших худож. коллекций. Собрание икон насчитывает св. 2 тыс. памятников, в т. ч. редкие произведения энкаустической живописи 6–7 вв. («Христос Пантократор», «Богоматерь на престоле со святыми Феодором Тироном и Георгием», «Апостол Пётр»). Библиотека располагает 4477 рукописями на греч., арабском, груз., сирийском и старославянском языках, позволяя судить о разнообразии культурных традиций подвизавшихся здесь монахов. Большинство манускриптов до сих пор подробно не описано. С. м. включён в список Всемирного наследия.