НЕОПАЛИ́МАЯ КУПИНА́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОПАЛИ́МАЯ КУПИНА́, в Ветхом Завете горящий, но не сгорающий терновый куст (евр. הנס, греч. βάτος, лат. rubus, старославянское к@пина – терновник), который был явлен Моисею в пустыне близ горы Хорив (на Синайском п-ове) (Исх. 3:1–2). Из Н. к. Бог через ангела воззвал к Моисею, повелев ему вывести народ Израиля из Египта в Землю обетованную (Исх. 3:8, 10), и открыл ему Своё имя: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), «Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:15).
Христианская святоотеч. традиция в целом толкует это явление как проявление силы и человеколюбия Бога, не оставляющего свой народ в его скорбях и страданиях. Св. Иустин Философ, святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст, Иероним Блаженный, свт. Кирилл Александрийский, Феодорит Кирский и др. видели в Н. к. также один из прообразов Иисуса Христа (соединение тленного растения и Божественного огня подобно человеческой и Божественной природам Христа), а также символ чудесного зачатия Спасителя Богородицей от Святого Духа (горение, но не сгорание терновника символизирует «вселение» Бога в девическую утробу, сохраняющее девство неприкосновенным).
В средние века возникла традиция почитания куста в Синайском монастыре Св. Екатерины как Н. к. Образ Н. к. нашёл отражение во многих богослужебных текстах, фресках (в т. ч. роспись «Моисей перед Неопалимой Купиной» из синагоги в Дура-Европос, 245–256, Нац. музей, Дамаск), иконописании [визант. иконы «Моисей перед Неопалимой Купиной», рус. иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (известны с 16 в.), на которых Богоматерь изображается на фоне восьмиконечной звезды, образованной двумя наложенными друг на друга четырёхугольниками – зелёным и красным (цвета растения и объявшего его пламени)]. Горящий куст (англ. burning bush) является также распространённым символом протестантских (особенно пресвитерианских) церквей в Шотландии, Ирландии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, Малайзии и др. странах.