СИНА́Й
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИНА́Й (евр. םיני), в Библии гора и окружающая её местность, где Бог впервые воззвал к Моисею (Исх. 3:1–4), а затем после Исхода из Египта в течение 11 месяцев находился народ Израиля и где он получил от Бога через Моисея Откровение и закон (Исх. 19:10). Название, возможно, происходит от евр. «куст» (םנה) и указывает на неопалимую купину, через которую с Моисеем говорил Бог, повелевший привести народ из Египта и «совершить служение на этой же горе» (Исх. 3:12); по др. версиям – от названия егип. города, находившегося на севере Синайского п-ова и известного из ассир. текстов как Sinu (более позднее название – Пелузий, совр. Телль-эль-Фарама), или от имени аккадского бога Луны Сина. В Пятикнижии назв. «С.» обозначает не весь Синайский п-ов (который у Геродота и др. античных авторов называется Аравия), а лишь его определённую область.
Неск. раз в Ветхом Завете приводится альтернативное назв. С. – Хорив (הרב), вероятно означающее «пустыня». В библейском тексте оно изначально указывало на пустынную местность, в которой находилась гора С.; выражение «гора Хорив» (Исх. 33:6) следует понимать как «гора в Хориве» (аналогично переведено в Септуагинте). В истории толкования Библии названия «С.» и «Хорив» обычно отождествляют. Вне Пятикнижия гора Хорив упоминается в Ветхом Завете, в рассказе о паломничестве туда пророка Илии и о явлении ему Бога (3 Цар. 19:3–8).
Точно местоположение горы С. неизвестно. В христианской традиции с 4 в. библейский С. отождествлялся с расположенными друг с другом горными вершинами Муса (Джебель-Муса, араб. – гора Моисея; 2285 м) и Рас-Сафсафа (2168 м). У горы Муса имп. Елена Святая построила (327–328) церковь на предполагаемом месте явления Моисею неопалимой купины, в 6 в. имп. Юстиниан I построил Синайский монастырь. Др. вариант локализации библейского С.– гряда Сербаль (2070 м), расположенная в 50 км к западу от горы Муса, у вост. части русла вади Фейран, неподалёку от оазиса Фейран (в визант. источниках упоминается как Фаран). С 4 в. до араб. завоевания (нач. 7 в.) в Фаране располагалась христианская епископская кафедра, что указывает на значимость данного места.