ГРИГО́РИЙ СИНАИ́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГО́РИЙ СИНАИ́Т (греч. Γρηγόριος ὁ Συναΐτης) [1260-е гг., по др. данным, ок. 1255 или 1265, с. Кукуль, близ г. Клазомены (ныне близ с. Келисман, Турция) – ок. 1346, м. Парория (близ совр. г. Бургас, Болгария)], визант. мистик, богослов, писатель.
Осн. источник сведений о Г. С. – его «Житие», написанное учеником, впоследствии патриархом Константинопольским Каллистом I (1350–53, 1355–63). Г. С. родился в богатой семье. В царствование Андроника II Палеолога был захвачен в плен турками, однако вскоре выкуплен; удалился на о. Кипр, где был пострижен в рясофор. Позднее присоединился к общине мон. Св. вмч. Екатерины на Синае, где принял схиму. На Синае Г. С. провёл ок. 5 лет, совмещая разл. послушания с изучением Священного Писания и работой в скриптории. По-видимому, именно к синайскому периоду жизни Г. С. относится его становление как писателя и богослова. С этим же временем связано появление у Г. С. первых учеников. Из-за зависти некоторых иноков был вынужден покинуть монастырь. Известно о пребывании Г. С. в Палестине, позднее – на Крите, где он учился у некоего старца Арсения правилам безмолвной жизни и умной (Иисусовой) молитве, и, наконец, на Афоне, который Г. С. был вынужден покинуть из-за усилившейся угрозы со стороны турок. После долгих странствий основал монастырь в м. Парория. В целом известно об основании Г. С. нескольких келий на Афоне и 4 общежительных общин (лавр) во Фракии.
Значение Г. С. для вост. монашеской традиции заключалось прежде всего в его содействии упрочению и развитию на христианском Востоке деятельно-созерцательного аскетич. идеала, а также в проповеди исихастского учения (см. Григорий Палама, Исихазм). Г. С. создал немало кратких аскетич. сочинений, самое значительное из которых – «Различные слова о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, а ещё о помыслах, страстях и добродетелях, о безмолвии и молитве». К авторству Г. С. также причисляют следующие сочинения: «О безмолвии и молитве», «О безмолвии и двух видах молитвы», «Наставления исихастам», «Главы аскетического содержания». В рус. переводе сочинения Г. С. включены в «Добротолюбие».