ИО́СИФ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИО́СИФ (евр. יוסף ,יהוסף; греч. Ἰωσήφ, лат. Ioseph), в Ветхом Завете – сын Иакова и первенец его любимой жены Рахили, родившей его после длительного бесплодия (Быт. 29:30–31, 30:22–24, 35:24). Будучи поздним ребёнком («сыном старости», Быт. 37:3), И. был особенно обласкан своим отцом, что постоянно возбуждало ревность братьев (Быт. 37:4). Причиной особенной ненависти братьев к 17-летнему И. явился его рассказ о своих снах, в одном из которых ему поклонились солнце, луна и одиннадцать звёзд (весь дом Иакова; Быт. 37:9). Когда Иаков послал И. навестить братьев в их кочевье в Дофане, вид приближающегося И. вызвал в братьях такую ненависть, что они замыслили убить его. Рувим, втайне надеясь спасти И., предложил бросить его в ров (Быт. 37:18–24). В отсутствие Рувима мимо кочевья проходил торговый караван, направлявшийся в Египет, и братья по предложению Иуды продали И. за 20 мер серебра. Чтобы скрыть злодеяние, братья, разорвав и выпачкав кровью одежды И., принесли их отцу как свидетельство того, что И. растерзан в пути хищниками (Быт. 37:25–35). В Египте И. был продан сановнику фараона Потифару (Быт. 37:36; 39:1). Быстро снискав благоволение господина, И. был назначен домоправителем (Быт. 39:2–6). Однако вскоре Потифар по навету своей жены, безуспешно пытавшейся соблазнить И., заточил его в тюрьму (Быт. 39:7–20). В заключении И. добился расположения начальника тюрьмы, поставившего его над всеми узниками (Быт. 39:21–23). Тогда же И. истолковал сны находившихся в заточении хлебодара и гл. виночерпия фараона: первому предсказал скорую казнь, второму – освобождение и восстановление в должности. Предсказание И. сбылось, однако начальник виночерпиев, несмотря на просьбу И. ходатайствовать за него перед фараоном, вспомнил о нём лишь через два года, когда никто из мудрецов не смог истолковать сон фараона (Быт. 40–41:1–8). Доставленный ко двору, И. истолковал сон как предзнаменование семи лет изобилия, на смену которым придут семь неурожайных лет, и советовал создать в течение изобильных лет продовольств. запасы, которые позволят предотвратить голод в последующие неурожайные годы (Быт. 41:1–36). Фараон поручил осуществление плана самому И., наделив его широкими полномочиями (Быт. 41:37–40, 46). Благодаря И. в период тяжёлой засухи Египет стал житницей для окружающих стран (Быт. 41:57). За зерно землевладельцы отдавали фараону свои поля, и таким образом все земли Египта перешли в личное владение фараона. С наступлением голодных лет десять братьев И. прибыли в Египет, чтобы купить зерно, и предстали перед И., которого не узнали. Он не открылся братьям, обошёлся с ними крайне сурово и, обвинив в соглядатайстве, содержал их три дня под стражей (Быт. 42:7–17). Затем, потребовав, чтобы в доказательство своей невиновности они привезли к нему младшего брата Вениамина и оставив заложником Симеона, отпустил братьев домой с зерном (Быт. 42:18–38). Жестокий голод и уговоры сыновей побудили Иакова согласиться на разлуку с Вениамином. По возвращении братьев И. освободил Симеона и пригласил их на трапезу. Приказав управителю тайно положить уплаченные братьями за зерно деньги в их мешки, а в мешок Вениамина спрятать серебряную чашу, И. отпустил их. Однако вскоре после выезда братьев из города посланный И. слуга обвинил их в воровстве. Чаша была обнаружена у Вениамина, и братья вновь предстали перед И., который потребовал обращения виновного в рабство. Когда Иуда предложил взять на себя вину Вениамина, И. открылся братьям и велел спешить в Ханаан, чтобы перевезти в Египет отца и всё семейство (Быт. 43–45). С разрешения фараона семейство Иакова поселилось в Египте в земле Гесем (Быт. 47:6). Иаков прожил там 17 лет (Быт. 47:28) и, почувствовав близость смерти, благословил двух сыновей И., рождённых в Египте, Ефрема и Манассию (фактически как прародителей двух колен Израилевых; Быт. 48:5), заповедав И. и братьям похоронить его в пещере Махпела. Сам И. умер в 110 лет. Перед смертью он заставил братьев поклясться, что они перевезут его останки из Египта в Землю обетованную (Быт. 50:22–26).
Являясь примером целостного ветхозаветного биографич. повествования, история И. представляется ценным историч. источником, содержащим сведения по ономастике, топонимике, экономич. и культурным аспектам быта семитских племён, их взаимоотношениям с егип. гос-вом (напр., получившая значит. распространение и отражённая в егип. источниках 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. практика покупки зерна в Египте семитскими кочевниками), а также по внутриегипетской адм. и социальной проблематике (напр., занятие семитами высших адм. постов, политика фараонов по консолидации фонда дворцовых земель). Фактография жизни И. претерпела воздействие др.-егип. фольклорных форм (напр., «Сказки о двух братьях», 13 в. до н. э.). Житие И. вошло в ветхозаветный апокриф «Заветы двенадцати патриархов» (кон. 2 в. до н. э.). В 9–15 вв. в исламском мире под влиянием коранич. изложения (12-я сура) приобрели популярность поэмы об Иосифе и жене Потифара («Юсуф и Зулейха»).
Иконография
Тема И. в изобразит. иск-ве появляется в 3–4 вв. (росписи синагоги в Дура-Европосе, 245–256; фрагмент саркофага из катакомб Сан-Каллисто, 2-я треть 4 в.; роспись катакомб на Виа-Латина в Риме, кон. 4 в.). Его изображают юным, в хитоне и плаще. В рукописях развёрнутые циклы жития И. известны с 6 в. (Коттоновская Библия, Брит. музей – 22 сцены). История И. включена в цикл иллюстраций Книги Бытия с 6 в. (миниатюры «Венского Генезиса», Австр. нац. б-ка, Вена; Коттоновская Библия, обе 6 в.). В визант. октатевхах 11–12 вв. содержится от 40 до 55 сцен. Христологический (И. как прообраз Христа), экклезиологический (И. как образ Церкви) и морализирующий (И. – символ чистоты) аспекты истории И. обусловили её популярность в ср.-век. иск-ве: миниатюры «Лекционария Генриха II» (1007–12, Баварская гос. б-ка, Мюнхен), скульптура капителей соборов в Везле и Монреале (12 в.), мозаики собора Св. Марка в Венеции (ок. 1230), витражи собора в Шартре (13 в.). И. посвящено одно из клейм «Райских врат» Л. Гиберти (1424–52, музей собора, Флоренция), представляющее ключевые эпизоды его жизни. В эпоху Возрождения история И. становится темой для самостоят. живописных серий: 6 тондо анонимного нидерл. «Мастера истории Иосифа» (ок. 1500, Старая пинакотека, Мюнхен; музей Боде, Берлин; Метрополитен-музей, Нью-Йорк), 14 живописных панно для брачных покоев Пьерфранческо Боргерини и Маргариты Аччайуоли в их флорентийском дворце (1515, художники Я. Понтормо, А. дель Сарто, Ф. Граначчи, Бакьякка и Франчабиджо, ныне – в Палаццо Питти и галерее Уффици во Флоренции, галерее и музее Боргезе в Риме, Нац. галерее в Лондоне). Исключительной популярностью в эпоху позднего Возрождения и барокко пользовался сюжет «Иосиф и жена Потифара» («Искушение Иосифа»), к которому обращались Я. Тинторетто (ок. 1555, Прадо, Мадрид), Г. Рени (1631, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва), Б. Э. Мурильо (1640–45, Гос. картинная галерея, Кассель), Рембрандт (1655, Нац. галерея искусств, Вашингтон). Иллюстрировались также сюжеты: «Иосиф толкует сны виночерпию и хлебодару» (А. А. Иванов, 1827, ГРМ, С.-Петербург), «Иосиф толкует сны фараона» (П. фон Корнелиус, 1816–17, фреска в Палаццо Дзуккари в Риме, ныне – Старая нац. галерея, Берлин), «Иосиф и его братья» (Ф. А. Маульберч, 1745–50, Музей изящных искусств, Будапешт). В иск-ве 20 в. к образу И. обращались нечасто, в осн. в составе библейских циклов («Библейское Послание» М. З. Шагала, раскрашенные офорты, 1931–58; «Библия в картинках для детей» А. де Фрис, лино-гравюры, 1964).
Икона И. начиная с 17 в. встречается в праотеческом ряду рус. высоких иконостасов (иконостас Троицкого собора Ипатьевского мон., 1652). Согласно рус. иконописному подлиннику 17 в., И. должен выглядеть «аки Борис, риза княжеска, багор, в порфире, испод лазорь». Житийные иконы И. крайне редки (икона 19 в. из частного собрания, Москва).