Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́УЛЬБЕРЧ ФРАНЦ АНТОН

Авторы: Е. Д. Федотова
Ф. А. Маульберч. «Академия, слагающая свои атрибуты к ногам Минервы». 1750. Австрийская галерея (Бельведер, Вена).

МА́УЛЬБЕРЧ (Maulbertsch) Франц Ан­тон (7.6.1724, Лан­ге­нар­ген, Вюр­тем­берг – 7.8.1796, Ве­на), австр. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик, гра­вёр; чл. (1759) и проф. (1770) вен­ской АХ, проф. бер­лин­ской АХ (1789). Учил­ся у от­ца, жи­во­пис­ца Ан­то­на Ма­уль­бер­ча (1684–1748), за­тем в вен­ской АХ (1739–45 и 1749–50) у П. Тро­ге­ра и Я. ван Шуп­пе­на. Ра­бо­тал во мно­гих го­ро­дах Че­хии, Сло­ва­кии, Венг­рии, а так­же в Ве­не, Дрез­де­не, Ин­сб­ру­ке. О ран­ней ма­не­ре М. сви­де­тель­ст­ву­ют ал­тар­ные об­ра­зы «По­кло­нение вол­хвов» в со­бо­ре Св. Ми­хаи­ла в Клуж-На­по­ке (1748–50), «Св. Не­по­мук, раз­даю­щий ми­ло­сты­ню» (1748–49, Кун­ст­хал­ле, Бре­мен), кар­ти­на «Жерт­во­при­но­ше­ние Ифи­ге­нии» (1750, Нац. му­зей, Вар­ша­ва). Диа­го­наль­ное по­строе­ние ком­по­зи­ции, тём­ный фон, на ко­то­ром све­том рез­ко вы­де­ле­ны фи­гу­ры гл. пер­со­на­жей, экс­прес­сив­ный ма­зок вно­сят дра­ма­тич. но­ты в эти ра­бо­ты М. Его дар де­ко­ра­то­ра, его ин­те­рес к ко­ло­ри­ту ве­не­ци­ан­ских мас­те­ров про­явил­ся в кар­ти­нах «Юдифь с го­ло­вой Оло­фер­на» (1750-е гг., ГМИИ), «Су­сан­на и стар­цы» (ок. 1750, Австр. га­ле­рея, Бель­ве­дер, Ве­на) и сво­бод­но на­пи­сан­ных эс­ки­зах («Кре­ще­ние ев­ну­ха апо­сто­лом Фи­лип­пом», ок. 1750, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Во мно­гих ра­бо­тах («Ели­за­рий и Ре­векка», 1752–53, Мо­рав­ская га­ле­рея, Брно, и др.) про­яви­лись так­же бо­га­тая фан­тазия ху­дож­ни­ка, его уме­ние пре­вра­щать биб­лей­ский сю­жет в вол­шеб­ную сказ­ку. Без ин­те­ре­са к дос­то­вер­ной пе­ре­да­че сре­ды ис­пол­не­ны ред­кие в твор­че­ст­ве М. кар­ти­ны на совр. сю­же­ты (напр., «Кон­церт на от­кры­том воз­ду­хе», 1753–54, Му­зей ис­кусств, Бал­ти­мор). На­ря­ду с Дж. Б. Тье­по­ло, М. был од­ним из круп­ней­ших мас­те­ров мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си позд­не­го ба­рок­ко. Для ран­них рос­пи­сей М. ха­рак­тер­ны свет­лый яр­кий ко­ло­рит, ил­лю­зор­ное пер­спек­тив­ное про­стран­ст­во со сво­бод­но па­ря­щи­ми в нём фи­гу­ра­ми. Влия­ние иск-ва ро­ко­ко и Дж. Б. Пьяц­цет­ты за­мет­но во фре­сках в церк­ви пиа­ри­стов в Ве­не (1752–53), зам­ке Зутт­нер (Эбен­фурт) и биб­лио­те­ке мо­на­сты­ря вар­на­витов (Мис­тель­бах-ан-дер-Цайя, 1754; оба – в Ниж­ней Ав­ст­рии), в Архие­пи­скоп­ском двор­це в Кро­мер­жи­же, Мо­ра­вия (1759).

В позд­нем твор­че­ст­ве М. оби­лие ал­ле­го­рич. пер­со­на­жей, ут­ра­чи­ваю­щих преж­нюю зыб­кость и уд­ли­нён­ность про­пор­ций, изо­бра­же­ние сцен в пей­за­же или вклю­че­ние их в ви­де не­боль­ших кар­тин в ар­хит. де­кор сви­де­тель­ст­ву­ют о вли­янии клас­си­циз­ма (рос­пи­си в со­бо­ре Дьёра, 1772–81; «За­ла ги­ган­тов» во двор­це Хоф­бург в Ин­сб­ру­ке, 1775–76; биб­лио­те­ки Стра­гов­ско­го мон. в Пра­ге, 1794, и др.). Столь же пе­ре­гру­же­ны фи­гу­ра­ми позд­ние кар­ти­ны на ми­фо­ло­гич. и ал­ле­го­рич. сю­же­ты («Про­ме­тей с Пан­до­рой и Фа­это­ном», ок. 1788, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Мюн­хен; «Ко­рио­лан в Ри­ме», 1790–93, Ху­дож. га­ле­рея, Штут­гарт; «Ал­ле­го­рия Га­ли­ции», 1792, Австр. га­ле­рея). Не­ко­то­рые из них в гро­те­ск­ной фор­ме вос­про­из­во­дят сце­ны из со­временной жиз­ни («Ку­коль­ник», 1785, Гер­ман­ский нац. му­зей, Нюрн­берг; «Сол­дат­ская сце­на», 1785–86, Австр. га­ле­рея).

Лит.: Garas K. F. A. Maulbertsch: Leben und Werk. Salzburg, 1974; Krsek I. F. A. Maul­bertsch. Praha, 1974; F. A. Maulbertsch und sein Kreis in Ungarn. (Kat.). Bdpst, 1984; Ha­berditzl F. M. F. A. Maulbertsch. W., 2006; F. A. Maulbertsch: a man of genius. (Cat.). Vien­na, 2009.

Вернуться к началу