МА́УЛЬБЕРЧ ФРАНЦ АНТОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́УЛЬБЕРЧ (Maulbertsch) Франц Антон (7.6.1724, Лангенарген, Вюртемберг – 7.8.1796, Вена), австр. живописец, рисовальщик, гравёр; чл. (1759) и проф. (1770) венской АХ, проф. берлинской АХ (1789). Учился у отца, живописца Антона Маульберча (1684–1748), затем в венской АХ (1739–45 и 1749–50) у П. Трогера и Я. ван Шуппена. Работал во многих городах Чехии, Словакии, Венгрии, а также в Вене, Дрездене, Инсбруке. О ранней манере М. свидетельствуют алтарные образы «Поклонение волхвов» в соборе Св. Михаила в Клуж-Напоке (1748–50), «Св. Непомук, раздающий милостыню» (1748–49, Кунстхалле, Бремен), картина «Жертвоприношение Ифигении» (1750, Нац. музей, Варшава). Диагональное построение композиции, тёмный фон, на котором светом резко выделены фигуры гл. персонажей, экспрессивный мазок вносят драматич. ноты в эти работы М. Его дар декоратора, его интерес к колориту венецианских мастеров проявился в картинах «Юдифь с головой Олоферна» (1750-е гг., ГМИИ), «Сусанна и старцы» (ок. 1750, Австр. галерея, Бельведер, Вена) и свободно написанных эскизах («Крещение евнуха апостолом Филиппом», ок. 1750, Эрмитаж, С.-Петербург). Во многих работах («Елизарий и Ревекка», 1752–53, Моравская галерея, Брно, и др.) проявились также богатая фантазия художника, его умение превращать библейский сюжет в волшебную сказку. Без интереса к достоверной передаче среды исполнены редкие в творчестве М. картины на совр. сюжеты (напр., «Концерт на открытом воздухе», 1753–54, Музей искусств, Балтимор). Наряду с Дж. Б. Тьеполо, М. был одним из крупнейших мастеров монументальной живописи позднего барокко. Для ранних росписей М. характерны светлый яркий колорит, иллюзорное перспективное пространство со свободно парящими в нём фигурами. Влияние иск-ва рококо и Дж. Б. Пьяццетты заметно во фресках в церкви пиаристов в Вене (1752–53), замке Зуттнер (Эбенфурт) и библиотеке монастыря варнавитов (Мистельбах-ан-дер-Цайя, 1754; оба – в Нижней Австрии), в Архиепископском дворце в Кромержиже, Моравия (1759).
В позднем творчестве М. обилие аллегорич. персонажей, утрачивающих прежнюю зыбкость и удлинённость пропорций, изображение сцен в пейзаже или включение их в виде небольших картин в архит. декор свидетельствуют о влиянии классицизма (росписи в соборе Дьёра, 1772–81; «Зала гигантов» во дворце Хофбург в Инсбруке, 1775–76; библиотеки Страговского мон. в Праге, 1794, и др.). Столь же перегружены фигурами поздние картины на мифологич. и аллегорич. сюжеты («Прометей с Пандорой и Фаэтоном», ок. 1788, частное собрание, Мюнхен; «Кориолан в Риме», 1790–93, Худож. галерея, Штутгарт; «Аллегория Галиции», 1792, Австр. галерея). Некоторые из них в гротескной форме воспроизводят сцены из современной жизни («Кукольник», 1785, Германский нац. музей, Нюрнберг; «Солдатская сцена», 1785–86, Австр. галерея).