ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА, 1) в иудаизме праздник, связанный с дарованием Богом Торы на г. Синай. Совершается на 50-й день после начала Песаха. См. Шавуот.
2) П. (греч. Πεντηϰοστή, лат. Pentecoste), в христианстве праздник, посвящённый событию новозаветной истории – сошествию Святого Духа на апостолов в 50-й день после Воскресения Христова (Пасхи). Совершается на 50-й день после Пасхи. В православной традиции относится к числу двунадесятых праздников. В Рус. церкви называется также Днём Св. Троицы, Троицыным днём.
Согласно книге Деяния апостолов, на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа апостолы пребывали вместе в одном доме в Иерусалиме, внезапно сделался шум, как от сильного ветра, и Св. Дух в виде разделяющихся огненных языков сошёл на каждого из них, как было обещано им Христом. После этого апостолы, исполненные Св. Духа, начали проповедовать Иисуса Христа на разл. языках и в тот же день крестили много уверовавших в Него людей (Деян. 2:1–41), а впоследствии проповедовали во всех частях света. Т. о., П. завершает спасительное дело Христа, знаменует Новый Завет (как дарование Богом Закона на г. Синай знаменует установление Ветхого Завета) и рождение христианской Церкви.
Согласно песнопениям праздника П., пришествие Св. Духа завершает Откровение Бога-Троицы: Отца, Сына и Св. Духа; подчёркивается, что действием Св. Духа разделение людей по нац., языковому и расовому признакам, считающееся в Библии последствием вавилонского столпотворения, преодолевается, и люди приводятся в единство веры в Церкви.
О праздновании П. известно с кон. 2 – 3 вв., встречаются упоминания о П. и как о периоде после Пасхи, и как об особом праздничном дне. Важность периода П. как дней пасхальной радости обнаруживается в т. ч. в наличии праздника Преполовения П. (25-й день после Пасхи, половина периода П.), упоминаемого с кон. 4 в. На вечерне в день П. в православных и т. н. нехалкидонских церквах читаются особые молитвы, на которых верующие впервые после Пасхи преклоняют колени.
Следующий после П. день в православной традиции посвящён прославлению третьего Лица Св. Троицы и называется Днём Св. Духа.
Иконография
До кон. 6 в. сцена П. не отделялась от сцены Вознесения Господня, о чём свидетельствуют изображения в миниатюре Евангелия Раввулы (586, самое раннее; Б-ка Лауренциана, Флоренция), на ампулах из Монцы и др. памятники. После 7 в. сцена П. в восточнохристианских памятниках изображается как собор 12 апостолов, восседающих на дугообразном седалище, на которых нисходят лучи от голубя Св. Духа; образ Богородицы из этой сцены исчезает, посреди апостолов появляется Престол уготованный (миниатюра Хлудовской псалтири, сер. 9 в., ГИМ). В визант. храмовой декорации послеиконоборческого периода сцена П. заняла одно из ключевых мест: её помещали в куполе – в центре располагался голубь Св. Духа, по сторонам от него апостолы и представители народов, которым адресована проповедь (мозаики в мон. Осиос-Лукас в Фокиде, ок. 1000, и в соборе Св. Марка в Венеции, 12 в.). В восточнохристианских иконах П. с 17 в. снова начинают изображать Богородицу. Зап.-европ. иконография П. сохраняет образ Богоматери (миниатюра псалтири королевы Ингеборги, ок. 1195, музей Конде, Шантийи; клеймо полиптиха «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи, 1308–11, музей собора, Сиена). В романском тимпане на портале нартекса ц. Сен-Мадлен в Везле (ок. 1130) Сошествие Святого Духа на апостолов объединяется с темой Отослания апостолов на проповедь: в центре изображён Христос, по сторонам от него – ученики, а в клеймах представители разл. народов.