Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 89-90

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Печатнов

ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА, 1) в иу­да­из­ме празд­ник, свя­зан­ный с да­ро­ва­ни­ем Бо­гом То­ры на г. Си­най. Со­вер­ша­ет­ся на 50-й день по­сле на­ча­ла Пе­са­ха. См. Ша­ву­от.

2) П. (греч. Πεντηϰοστ, лат. Pente­coste), в хри­сти­ан­ст­ве празд­ник, по­свя­щён­ный со­бы­тию но­во­за­вет­ной ис­то­рии – со­ше­ст­вию Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов в 50-й день по­сле Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва (Пас­хи). Со­вер­ша­ет­ся на 50-й день по­сле Пас­хи. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции от­но­сит­ся к чис­лу дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков. В Рус. церк­ви на­зы­ва­ет­ся так­же Днём Св. Трои­цы, Трои­цы­ным днём.

Со­глас­но кни­ге Дея­ния апо­сто­лов, на 50-й день по­сле Вос­кре­се­ния Ии­су­са Хри­ста апо­сто­лы пре­бы­ва­ли вме­сте в од­ном до­ме в Ие­ру­са­ли­ме, вне­зап­но сде­лал­ся шум, как от силь­но­го вет­ра, и Св. Дух в ви­де раз­де­ляю­щих­ся ог­нен­ных язы­ков со­шёл на ка­ж­до­го из них, как бы­ло обе­ща­но им Хри­стом. По­сле это­го апо­сто­лы, ис­пол­нен­ные Св. Ду­ха, на­ча­ли про­по­ве­до­вать Ии­су­са Хри­ста на разл. язы­ках и в тот же день кре­сти­ли мно­го уве­ро­вав­ших в Него лю­дей (Де­ян. 2:1–41), а впо­след­ст­вии про­по­ве­до­ва­ли во всех час­тях све­та. Т. о., П. за­вер­ша­ет спа­си­тель­ное де­ло Хри­ста, зна­ме­ну­ет Но­вый За­вет (как да­ро­ва­ние Бо­гом За­ко­на на г. Си­най зна­ме­ну­ет уста­нов­ле­ние Вет­хо­го За­ве­та) и ро­ж­де­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви.

Со­глас­но пес­но­пе­ни­ям празд­ни­ка П., при­ше­ст­вие Св. Ду­ха за­вер­ша­ет От­кро­ве­ние Бо­га-Трои­цы: От­ца, Сы­на и Св. Ду­ха; под­чёр­ки­ва­ет­ся, что дей­ст­ви­ем Св. Ду­ха раз­де­ле­ние лю­дей по нац., язы­ко­во­му и ра­со­во­му при­зна­кам, счи­таю­щее­ся в Биб­лии по­след­ст­ви­ем ва­ви­лон­ско­го стол­по­тво­ре­ния, пре­одо­ле­ва­ет­ся, и лю­ди при­во­дят­ся в един­ст­во ве­ры в Церк­ви.

О празд­но­ва­нии П. из­вест­но с кон. 2 – 3 вв., встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния о П. и как о пе­рио­де по­сле Пас­хи, и как об осо­бом празд­нич­ном дне. Важ­ность пе­рио­да П. как дней пас­халь­ной ра­до­сти об­на­ру­жи­ва­ет­ся в т. ч. в на­ли­чии празд­ни­ка Пре­по­ло­ве­ния П. (25-й день по­сле Пас­хи, по­ло­ви­на пе­рио­да П.), упо­ми­нае­мо­го с кон. 4 в. На ве­чер­не в день П. в пра­во­слав­ных и т. н. не­хал­ки­дон­ских церк­вах чи­та­ют­ся осо­бые мо­лит­вы, на ко­торых ве­рую­щие впер­вые по­сле Пас­хи пре­кло­ня­ют ко­ле­ни.

Сле­дую­щий по­сле П. день в пра­во­слав­ной тра­ди­ции по­свя­щён про­слав­ле­нию третье­го Ли­ца Св. Трои­цы и на­зы­ва­ет­ся Днём Св. Ду­ха.

Иконография

Пятидесятница. Мозаика в западном куполе собора Св. Марка в Венеции. 12 в.

До кон. 6 в. сце­на П. не от­де­ля­лась от сце­ны Воз­не­се­ния Гос­под­ня, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют из­об­ра­же­ния в ми­ниа­тю­ре Еван­ге­лия Рав­ву­лы (586, са­мое ран­нее; Б-ка Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция), на ам­пу­лах из Мон­цы и др. па­мят­ни­ки. Пос­ле 7 в. сце­на П. в во­сточ­но­хри­сти­ан­ских па­мят­ни­ках из­об­ра­жа­ет­ся как со­бор 12 апо­сто­лов, вос­се­даю­щих на ду­го­об­раз­ном се­да­ли­ще, на ко­то­рых ни­схо­дят лу­чи от го­лу­бя Св. Ду­ха; об­раз Бо­го­ро­ди­цы из этой сце­ны ис­че­за­ет, по­сре­ди апо­сто­лов по­яв­ля­ет­ся Пре­стол уго­то­ван­ный (ми­ни­а­тю­ра Хлу­дов­ской псал­ти­ри, сер. 9 в., ГИМ). В ви­зант. хра­мо­вой де­ко­ра­ции по­сле­ико­но­бор­чес­ко­го пе­рио­да сце­на П. за­ня­ла од­но из клю­че­вых мест: её по­ме­ща­ли в ку­по­ле – в це­нт­ре рас­по­ла­гал­ся го­лубь Св. Ду­ха, по сто­ро­нам от не­го апо­сто­лы и пред­ста­ви­те­ли на­ро­дов, ко­то­рым ад­ре­со­ва­на про­по­ведь (мо­заи­ки в мон. Оси­ос-Лу­кас в Фо­ки­де, ок. 1000, и в со­бо­ре Св. Мар­ка в Ве­не­ции, 12 в.). В во­сточ­но­хри­сти­ан­ских ико­нах П. с 17 в. сно­ва на­чи­на­ют из­об­ра­жать Бо­го­ро­ди­цу. Зап.-ев­роп. ико­но­гра­фия П. со­хра­ня­ет об­раз Бо­го­ма­те­ри (ми­ниа­тю­ра псал­ти­ри ко­ро­ле­вы Ин­ге­бор­ги, ок. 1195, му­зей Кон­де, Шан­тийи; клей­мо по­лип­ти­ха «Ма­эс­та» Дуч­чо ди Буо­нин­се­ньи, 1308–11, му­зей со­бо­ра, Сие­на). В ро­ман­ском тим­па­не на пор­та­ле нар­тек­са ц. Сен-Мад­лен в Вез­ле (ок. 1130) Со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов объ­еди­ня­ет­ся с те­мой Ото­сла­ния апо­сто­лов на про­по­ведь: в це­нт­ре из­об­ра­жён Хри­стос, по сто­ро­нам от не­го – уче­ни­ки, а в клей­мах пред­ста­ви­те­ли разл. на­ро­дов.

Лит.: Де­боль­ский Г. С. Дни бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной ка­фо­ли­че­ской вос­точ­ной Церк­ви. 10-е изд. СПб., 1901. Т. 1–2; Ска­бал­ла­но­вич М. Н. Пя­ти­де­сят­ни­ца. К., 1916.

Лит.: Озо­лин Н., протоиерей. Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия Пя­ти­де­сят­ни­цы: Об ис­то­ках и эво­лю­ции ви­зан­тий­ско­го из­во­да. М., 2001.

Вернуться к началу