ДЕЯ́НИЯ АПО́СТОЛОВ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕЯ́НИЯ АПО́СТОЛОВ (греч. Πράξεις τῶν ἁγίων ἀποστо́λων), пятая книга новозаветного канона (упоминается уже в раннем новозаветном Каноне Муратори). Согласно Евсевию Кесарийскому, создана в нач. 60-х гг. н. э. (Церковная история, II, 22, 6–7), по мнению Иеронима Блаженного, в Риме. По некоторым синтаксич. и структурно-риторич. параметрам близка к Евангелию от Луки: оба текста содержат общие синтаксич. конструкции, не свойственные для др. частей новозаветного канона (ср.: Лк. 4:16; Деян. 17:2); подобно Евангелию от Луки, Д. а. открываются обращением к некоему Феофилу (возможно, аллегория всякой «боголюбивой души»; ср.: Лк. 1:3–4; Деян. 1:1). Церковная традиция, восходящая к раннехристианским авторам кон. 2 – нач. 3 вв., а также к Канону Муратори (последняя треть 2 в.), называет автором Д. а. евангелиста Луку, спутника ап. Павла. Сохранились в двух версиях: общепринятой («восточной», положена в основу критич. издания греч. текста Д. а.) и «западной», отличающейся рядом дополнений [содержится в Кембриджском кодексе D – т. н. Кодексе Безы (5–6 вв.); возможно, дополнения являются результатом переноса в текст позднейших глосс].
Центр. тема – становление и распространение апостольской проповеди. Вначале описываются события, происходившие до сер. 30-х гг. (гл. 1–5; восполнение числа Двенадцати, Пятидесятница, проповедь ап. Петра), затем изложены обстоятельства распространения апостольской проповеди вне Иудеи до гонений Ирода Агриппы (гл. 6–12); начиная с гл. 13, изложение всё более тесно связывается с проповедью ап. Павла, спутником которого был Лука во время второго и третьего путешествий (ср.: Флм. 24; Кол. 4:14; 2 Тим. 4:10), постепенно трансформируясь в дееписание этой проповеди. Хронологически изложение Д. а. доведено до гонений имп. Нерона (нач. 60-х гг.). Помимо темы апостольской проповеди и обращения язычников, затрагиваются социальные вопросы, сообщается ценная информация о жизни первых христианских общин: о поставлении диаконов, спорах вокруг вопроса о необходимости обрезания и др.