Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЗНЕСЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 575-576

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Желтов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

ВОЗНЕСЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. ’Ανάληψις του Κυρίου; лат. Ascensio Domini), один из глав­ных празд­ни­ков хри­сти­анской Церк­ви, в пра­во­слав­ной тра­ди­ции от­но­ся­щих­ся к чис­лу дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, ус­та­нов­лен­ный в вос­по­ми­на­ние од­но­го из глав­ных со­бы­тий хри­сти­ан­ской Свя­щен­ной ис­то­рии – Воз­не­се­ния Ии­су­са Хри­ста на не­бо. В Но­вом За­ве­те оно так­же на­зва­но Его воз­вра­ще­ни­ем к От­цу (Ин. 3:13; 13:1–3; 16:5; 16:28) и вос­се­да­ни­ем одес­ную Бо­га От­ца (Рим. 8:34; Еф. 1:20; 2:5–6; Кол. 3:1), что сви­де­тель­ст­ву­ет об окон­ча­тель­ном обо­же­нии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды Хри­ста (свт. Гри­го­рий Па­ла­ма, Го­ми­лия 21) и да­ро­ва­нии ве­рую­щим в Не­го воз­мож­но­сти уча­стия в Бо­же­ст­вен­ной жиз­ни (Го­ми­лия 22).

Со­бы­тие В. Г. под­роб­но опи­сы­ва­ет­ся в Еван­ге­лии от Лу­ки (Лк. 24:50–51) и Дея­ни­ях святых апо­сто­лов (Де­ян. 1:3, 9–11; 2:1–4). Крат­кое его из­ло­же­ние при­во­дит­ся в окон­ча­нии Еван­ге­лия от Мар­ка (Мк. 16:19). В Но­вом За­ве­те так­же гово­рит­ся и о яв­ле­ни­ях Хри­ста уче­ни­кам по­сле Вос­кре­се­ния «в про­дол­же­ние мно­гих дней» (Де­ян. 2:32–36; 3:15–16; 4:10; 5:30–32; 10:40–43; 13:31; 1 Кор. 15:5–8). В Еван­ге­лии от Ио­ан­на Хри­стос ука­зы­ва­ет на вре­мен­ной про­ме­жу­ток ме­ж­ду Его Вос­кре­се­ни­ем и Воз­не­се­ни­ем, го­во­ря, об­ра­ща­ясь к Ма­рии Ма­гда­ли­не, что Он «ещё не вос­шёл к От­цу» (Ин. 20:17). Со­глас­но хри­сти­ан­ско­му ве­ро­уче­нию, по­сле Сво­его Воз­не­се­ния Хри­стос не ос­та­вил ми­ра, но пре­бы­ва­ет в нём во Св. Ду­хе и во вто­рой раз при­дёт на зем­лю «та­ким же об­ра­зом», ка­ким вос­шёл на не­бо (ср.: Де­ян. 1:11), но уже «с си­лою и сла­вою ве­ли­кою» (Мф. 24:30; Лк. 21:27). В. Г. име­ет осо­бое зна­че­ние как об­раз обо­же­ния ка­ж­до­го ве­рую­ще­го во Хри­ста.

Празд­ник В. Г. до кон. 4 в. не вы­де­лял­ся из празд­но­ва­ния Пя­ти­де­сят­ни­цы, ко­то­рая по­ни­ма­лась не как од­но­днев­ное тор­же­ст­во, а как осо­бый пе­ри­од. Ве­ро­ят­но, раз­де­ле­ние 2 празд­ни­ков про­изо­шло по­сле осу­ж­де­ния ере­си Ма­ке­до­ния на 2-м Все­лен­ском со­бо­ре (381) и име­ло це­лью под­черк­нуть осо­бую роль Св. Ду­ха в до­мострои­тель­ст­ве спа­се­ния. Ука­за­ния на отд. празд­но­ва­ние В. Г. на 40-й день по­сле Пас­хи встре­ча­ют­ся в тво­ре­ни­ях святых от­цов с кон. 4 ве­ка.

«Вознесение Господне». Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586. Библиотека Лауренциана (Флоренция). Архив «Православной энциклопедии»

По ны­не при­ня­то­му в пра­во­слав­ной церк­ви ус­та­ву, В. Г. празд­ну­ет­ся по чи­ну дву­на­де­ся­то­го празд­ни­ка; его празд­нич­ный цикл вклю­ча­ет 10 дней – 1 день пред­празд­н­ст­ва (он же – день от­да­ния празд­ни­ка Пас­хи) в сре­ду 6-й сед­ми­цы по Пас­хе, соб­ст­вен­но празд­ник в чет­верг и 8 дней по­празд­н­ст­ва с от­да­ни­ем в пят­ни­цу 7-й сед­ми­цы по Пас­хе. В ка­то­лич. церк­ви празд­ник В. Г. до ре­форм Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра имел ста­тус «двой­но­го» празд­ни­ка 1-го клас­са (du­plex primae classis), имею­ще­го ви­ги­лию и ок­та­ву. В нач. 21 в. В. Г. счи­та­ет­ся тор­же­ст­вом (sollemnitas).

Иконография

П. Перуджино. «Вознесение Господне». Центральная часть полиптиха из церкви Святого Петра в Перудже. Между 1495 и 1498. Музей изящных искусств (Лион).
«Вознесение Господне». Икона из церкви Николы «на Зверинце» в Твери. Сер. 15 в. Третьяковская галерея (Москва).

Наи­бо­лее ран­ним изо­бра­же­ни­ем В. Г. счи­та­ет­ся ком­по­зи­ция в гроб­ни­це Кло­дия Гер­ме­са в ка­та­ком­бах Сан-Се­ба­сть­я­но в Ри­ме (ок. 230). На ру­бе­же 4–5 вв. в зап. иск-ве воз­ник­ла ком­по­зи­ция с Хри­стом, вос­хо­дя­щим на не­бе­са и при­ни­мае­мым ру­кой Бо­жи­ей. Раз­вёр­ну­тая ико­но­гра­фия В. Г. как три­ум­фа Хри­ста сло­жи­лась к 6 в.: на ам­пу­ле из Мон­цы (Ита­лия) Хри­ста, вос­се­даю­ще­го на пре­сто­ле в ман­дор­ле, воз­но­сят 4 ан­ге­ла, вни­зу пред­став­ле­на Бо­го­ма­терь с воз­де­ты­ми ру­ка­ми и 12 апо­сто­лов, вклю­чая Пав­ла (хо­тя к мо­мен­ту В. Г. он ещё не был в чис­ле апо­сто­лов). В си­рий­ском Еван­ге­лии Рав­ву­лы (586) до­бав­ле­ны 2 ан­ге­ла, бла­го­ве­ст­вую­щие апо­сто­лам. В 9–13 вв. эту ком­по­зи­цию ис­поль­зу­ют в мо­заи­ках и фре­сках (ц. Сан-Кле­мен­те в Ри­ме, сер. 9 в.), ино­гда в ку­по­ле (церк­ви Св. Со­фии в Фес­са­ло­ни­ках, 880–885; Вмч. Ге­ор­гия в Ста­рой Ла­до­ге, 1160-е гг.; Свя­тых Апо­сто­лов в Пе­че, 1230-е гг.). В зап.-ев­роп. иск-ве к 11 в. воз­ни­ка­ет ва­ри­ант, где по­ка­за­ны толь­ко сто­пы Хри­ста, а фи­гу­ра как бы ис­чез­ла за верх­ним кра­ем изо­бра­же­ния (Мис­сал Ро­бе­ра Жюмь­еж­ско­го, ок. 1000; ру­ко­пис­ные и пе­чат­ные «Биб­лии бед­ных», 13–15 вв.); в даль­ней­шем та­кое ре­ше­ние час­то ис­поль­зо­ва­лось в гра­вю­рах. В «Биб­ли­ях бед­ных» встре­ча­ет­ся так­же изо­бра­же­ние кам­ня с от­пе­чат­ка­ми ступ­ней Спа­си­те­ля, на­хо­дя­ще­го­ся на Мас­лич­ной го­ре в Ие­ру­са­ли­ме. Апо­сто­лов в зап. тра­ди­ции изо­бра­жа­ют стоя­щи­ми или ко­ле­но­пре­кло­нён­ны­ми. В жи­во­пи­си Воз­ро­ж­де­ния име­ют­ся как сце­ны вос­хо­ж­де­ния Хри­ста на не­бе­са (фре­ски Джот­то в Ка­пел­ле дель-Аре­на в Па­дуе, 1304–06), так и В. Г., при­об­ре­таю­ще­го три­ум­фаль­ный ха­рак­тер, с хо­ра­ми по­ющих и му­зи­ци­рую­щих ан­ге­лов (ле­вая часть трип­ти­ха А. Ман­те­ньи, 1464, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; ал­тар­ный полиптих П. Пе­руд­жи­но из ц. Св. Пет­ра в Пе­руд­же, ме­ж­ду 1495 и 1498, Му­зей изящ­ных искусств, Ли­он, и др.). В иск-ве ба­рок­ко те­ма три­ум­фа обыч­но ак­цен­ти­ру­ет­ся вве­де­ни­ем фи­гур свя­тых, а так­же до­на­то­ров (за­каз­чи­ков), про­слав­ляю­щих Хри­ста («Воз­не­се­ние» П. П. Ру­бен­са, цер­ковь ие­зуи­тов в Ан­твер­пе­не, 1620). В по­стви­зан­тий­ском искусстве в осн. со­хра­ня­ет­ся тра­диц. ико­но­гра­фия. С 16 в. на рус. ико­нах В. Г. встре­ча­ет­ся изо­бра­же­ние кам­ня со сле­да­ми ступ­ней Хри­ста, со 2-й пол. 17 в. часть апо­сто­лов ино­гда по­ка­зы­ва­ют ко­ле­но­пре­кло­нён­ны­ми.

Лит.: Де­боль­ский Г. С., прот. Дни бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. СПб., 1840. СПб., 1901. М., 1996. Т. 2. С. 239–244; Пет­ров­ский А. Воз­не­се­ние // Пра­во­слав­ная бо­гослов­ская эн­цик­ло­пе­дия. СПб., 1902. Т. 3; Wald E. T. de. The iconography of the As­cen­tion // American Journal of Archaeology. 1915. Vol. 19; Davies J. G. He ascended into heaven: a study in the history of doctrine. L., 1958; Lohfink G. Die Himmelfahrt Jesu: Untersu­chungen zu den Himmelfahrts- und Erhöhungs­texten bei Lukas. Münch., 1971; Talley Th. J. The origins of the liturgical year. N. Y., 1986; По­кров­ский Н. В. Еван­ге­лие в па­мят­ни­ках ико­но­гра­фии пре­иму­ще­ст­вен­но ви­зан­тий­ских и рус­ских. 2-е изд. М., 2001. С. 520–537; Лу­ка­ше­вич А. А., Тка­чен­ко А. А. Воз­не­се­ние Гос­под­не // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2005. Т. 9.

Вернуться к началу