ВОЗНЕСЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЗНЕСЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. ’Ανάληψις του Κυρίου; лат. Ascensio Domini), один из главных праздников христианской Церкви, в православной традиции относящихся к числу двунадесятых праздников, установленный в воспоминание одного из главных событий христианской Священной истории – Вознесения Иисуса Христа на небо. В Новом Завете оно также названо Его возвращением к Отцу (Ин. 3:13; 13:1–3; 16:5; 16:28) и восседанием одесную Бога Отца (Рим. 8:34; Еф. 1:20; 2:5–6; Кол. 3:1), что свидетельствует об окончательном обожении человеческой природы Христа (свт. Григорий Палама, Гомилия 21) и даровании верующим в Него возможности участия в Божественной жизни (Гомилия 22).
Событие В. Г. подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24:50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1:3, 9–11; 2:1–4). Краткое его изложение приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк. 16:19). В Новом Завете также говорится и о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян. 2:32–36; 3:15–16; 4:10; 5:30–32; 10:40–43; 13:31; 1 Кор. 15:5–8). В Евангелии от Иоанна Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «ещё не восшёл к Отцу» (Ин. 20:17). Согласно христианскому вероучению, после Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нём во Св. Духе и во второй раз придёт на землю «таким же образом», каким восшёл на небо (ср.: Деян. 1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; Лк. 21:27). В. Г. имеет особое значение как образ обожения каждого верующего во Христа.
Праздник В. Г. до кон. 4 в. не выделялся из празднования Пятидесятницы, которая понималась не как однодневное торжество, а как особый период. Вероятно, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на 2-м Вселенском соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения. Указания на отд. празднование В. Г. на 40-й день после Пасхи встречаются в творениях святых отцов с кон. 4 века.
По ныне принятому в православной церкви уставу, В. Г. празднуется по чину двунадесятого праздника; его праздничный цикл включает 10 дней – 1 день предпразднства (он же – день отдания праздника Пасхи) в среду 6-й седмицы по Пасхе, собственно праздник в четверг и 8 дней попразднства с отданием в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. В католич. церкви праздник В. Г. до реформ Ватиканского II собора имел статус «двойного» праздника 1-го класса (duplex primae classis), имеющего вигилию и октаву. В нач. 21 в. В. Г. считается торжеством (sollemnitas).
Иконография
Наиболее ранним изображением В. Г. считается композиция в гробнице Клодия Гермеса в катакомбах Сан-Себастьяно в Риме (ок. 230). На рубеже 4–5 вв. в зап. иск-ве возникла композиция с Христом, восходящим на небеса и принимаемым рукой Божией. Развёрнутая иконография В. Г. как триумфа Христа сложилась к 6 в.: на ампуле из Монцы (Италия) Христа, восседающего на престоле в мандорле, возносят 4 ангела, внизу представлена Богоматерь с воздетыми руками и 12 апостолов, включая Павла (хотя к моменту В. Г. он ещё не был в числе апостолов). В сирийском Евангелии Раввулы (586) добавлены 2 ангела, благовествующие апостолам. В 9–13 вв. эту композицию используют в мозаиках и фресках (ц. Сан-Клементе в Риме, сер. 9 в.), иногда в куполе (церкви Св. Софии в Фессалониках, 880–885; Вмч. Георгия в Старой Ладоге, 1160-е гг.; Святых Апостолов в Пече, 1230-е гг.). В зап.-европ. иск-ве к 11 в. возникает вариант, где показаны только стопы Христа, а фигура как бы исчезла за верхним краем изображения (Миссал Робера Жюмьежского, ок. 1000; рукописные и печатные «Библии бедных», 13–15 вв.); в дальнейшем такое решение часто использовалось в гравюрах. В «Библиях бедных» встречается также изображение камня с отпечатками ступней Спасителя, находящегося на Масличной горе в Иерусалиме. Апостолов в зап. традиции изображают стоящими или коленопреклонёнными. В живописи Возрождения имеются как сцены восхождения Христа на небеса (фрески Джотто в Капелле дель-Арена в Падуе, 1304–06), так и В. Г., приобретающего триумфальный характер, с хорами поющих и музицирующих ангелов (левая часть триптиха А. Мантеньи, 1464, галерея Уффици, Флоренция; алтарный полиптих П. Перуджино из ц. Св. Петра в Перудже, между 1495 и 1498, Музей изящных искусств, Лион, и др.). В иск-ве барокко тема триумфа обычно акцентируется введением фигур святых, а также донаторов (заказчиков), прославляющих Христа («Вознесение» П. П. Рубенса, церковь иезуитов в Антверпене, 1620). В поствизантийском искусстве в осн. сохраняется традиц. иконография. С 16 в. на рус. иконах В. Г. встречается изображение камня со следами ступней Христа, со 2-й пол. 17 в. часть апостолов иногда показывают коленопреклонёнными.