КЛИ́МЕ́НТ О́ХРИДСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛИ́МЕ́НТ О́ХРИДСКИЙ (ок. 835/840 – 916, Охрид, ныне на территории Македонии), епископ Величский (Дремвицкий, Драгóвичский, Словенский), просветитель, ученик и последователь Кирилла и Мефодия, создатель охридской книжной школы.
Согласно агиографическим источникам (не всегда надёжным), К. О. входил в число учеников Мефодия ещё в бытность того в 850-е гг. главой слав. архонтии (княжества), позднее находился вместе с ним в мон. Полихрон на азиат. берегу Мраморного моря. К. О. сопровождал Константина (Кирилла) и Мефодия в Моравию, затем в Рим, где весной 868, по всей видимости, был рукоположен в сан священника и получил духовное имя в честь епископа Римского св. Климента I, при обретении мощей которого в Корсуни (Херсонесе) он присутствовал. После смерти Кирилла К. О. вместе с Мефодием отправился в Паннонию, сопровождал Мефодия во время его швабского заточения, принимал активное участие в переводческой деятельности своего учителя. После смерти Мефодия К. О. совм. с др. учеником Мефодия Гораздом защищал слав. богослужение от нападок нем. духовенства, за что в кон. 885 в числе учеников слав. просветителей подвергся гонению.
В 886 К. О. и его спутников охотно принял болг. кн. Борис I и вскоре отправил К. О. в качестве дидаскала (учителя в священном сане) на юго-запад Болгарии для обучения болгар слав. письменности. Для этого были открыты училища в Охриде, Деволе, Главинице и др. По замыслу Бориса I, надлежало постепенно заменить греч. яз. как язык богослужения и администрации на славянский. Центром просветительской деятельности стал основанный К. О. близ Охрида мон. Св. Пантелеймона. Источники сообщают о тысячах учеников К. О. В 893 на церковно-народном соборе, созванном болг. царём Симеоном в новой столице Преславе, было принято офиц. решение о смене литургич. языка. Тогда же (893–894) состоялась епископская хиротония К. О. (местоположение и границы его епархии устанавливаются лишь приблизительно).
К. О. писал на созданной Кириллом и Мефодием глаголице. Предположение о том, что К. О. был создателем кириллицы, маловероятно. Его лит. и переводческая деятельность совершалась в тесном сотрудничестве с др. ближайшими учениками святых Кирилла и Мефодия, в первую очередь с Константином Преславским и Наумом Охридским. В результате не позднее сер. 910-х гг. в Болгарии создан полноценный славяноязычный аналог визант. корпуса церковных книг, включающего литургич., гомилетич. и агиографич. тексты, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия. Наиболее значителен вклад К. О. в развитие слав. гомилетики и гимнографии. Сохранилось не менее 16 похвальных и учительных слов с его именем в заглавии, общее же число атрибутируемых ему с разной степенью вероятности сочинений этих жанров приближается к 100. Ряд учительных слов К. О. представляют собой образцы проповедей к разным праздникам и к дням памяти святых. В последней четв. 20 – нач. 21 вв. было выявлено большое количество (не менее 50) оригинальных гимнографич. сочинений К. О. для Минеи и Октоиха, снабжённых акростихом с именем автора, в т. ч. установлено авторство К. О. в отношении одной из редакций Минеи общей (сб-ка служб отдельным ликам святых).
На рубеже 10–11 вв. переводы и оригинальные сочинения К. О. попали на Русь. Его гимнографич. и гомилетич. сочинения оказали большое воздействие на творчество позднейших ср.-век. славянских, в т. ч. русских, авторов.
Почитание К. О. началось вскоре после его смерти, когда его учениками были написаны служба ему, стилистически чрезвычайно близкая к гимнографич. творениям самого К. О., и житие (не сохранилось). На протяжении 11–14 вв. создавались греч. службы К. О., позднее переведённые на слав. язык. Мощи К. О. были перенесены из разрушенного собора мон. Св. Пантелеймона в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде. К. О. особо почитается в совр. Болгарии и Македонии, его именем названы университеты и библиотеки. Дни памяти К. О. – 27 июля (9 авг.) (по календарю Рус. православной церкви), 27 июля (9 авг.) и 25 нояб. (8 дек.) (по календарю Болг. православной церкви); в Римско-католич. церкви – 27 июля.