Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИ́МЕ́НТ О́ХРИДСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Верещагин

КЛИ́МЕ́НТ О́ХРИДСКИЙ (ок. 835/840 – 916, Ох­рид, ны­не на тер­ри­то­рии Ма­ке­до­нии), епи­скоп Ве­лич­ский (Дрем­виц­кий, Драгóвичский, Сло­вен­ский), про­све­ти­тель, уче­ник и по­сле­до­ва­тель Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, соз­да­тель ох­рид­ской книж­ной шко­лы.

Климент Охридский. Икона из церкви Святого Климента в Охриде. 14 в.

Со­глас­но агио­гра­фи­че­ским ис­точ­ни­кам (не все­гда на­дёж­ным), К. О. вхо­дил в чис­ло уче­ни­ков Ме­фо­дия ещё в быт­ность то­го в 850-е гг. гла­вой слав. ар­хон­тии (кня­же­ст­ва), позд­нее на­хо­дил­ся вме­сте с ним в мон. По­ли­хрон на ази­ат. бе­ре­гу Мра­мор­но­го мо­ря. К. О. со­про­во­ж­дал Кон­стан­ти­на (Ки­рил­ла) и Ме­фо­дия в Мо­ра­вию, за­тем в Рим, где вес­ной 868, по всей ви­ди­мо­сти, был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и по­лу­чил ду­хов­ное имя в честь епи­ско­па Рим­ско­го св. Кли­мен­та I, при об­ре­те­нии мо­щей ко­то­ро­го в Кор­су­ни (Хер­со­не­се) он при­сут­ст­во­вал. По­сле смер­ти Ки­рил­ла К. О. вме­сте с Ме­фо­ди­ем от­пра­вил­ся в Пан­но­нию, со­про­во­ж­дал Ме­фо­дия во вре­мя его шваб­ско­го за­то­че­ния, при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в пе­ре­во­дче­ской дея­тель­но­сти сво­его учи­те­ля. По­сле смер­ти Ме­фо­дия К. О. совм. с др. уче­ни­ком Ме­фо­дия Го­раз­дом за­щи­щал слав. бо­го­слу­же­ние от на­па­док нем. ду­хо­вен­ст­ва, за что в кон. 885 в чис­ле уче­ни­ков слав. про­све­ти­те­лей под­верг­ся го­не­нию.

В 886 К. О. и его спут­ни­ков охот­но при­нял болг. кн. Бо­рис I и вско­ре от­пра­вил К. О. в ка­че­ст­ве ди­да­ска­ла (учи­те­ля в свя­щен­ном са­не) на юго-за­пад Бол­га­рии для обу­че­ния бол­гар слав. пись­мен­но­сти. Для это­го бы­ли от­кры­ты учи­ли­ща в Ох­ри­де, Де­во­ле, Гла­ви­ни­це и др. По за­мыс­лу Бо­ри­са I, над­ле­жа­ло по­сте­пен­но за­ме­нить греч. яз. как язык бо­гослу­же­ния и ад­ми­ни­ст­ра­ции на сла­вян­ский. Цен­тром про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти стал ос­но­ван­ный К. О. близ Ох­ри­да мон. Св. Пан­те­лей­мо­на. Ис­точ­ни­ки со­об­ща­ют о ты­ся­чах уче­ни­ков К. О. В 893 на цер­ков­но-на­род­ном со­бо­ре, со­зван­ном болг. ца­рём Си­ме­о­ном в но­вой сто­ли­це Пре­сла­ве, бы­ло при­ня­то офиц. ре­ше­ние о сме­не ли­тур­гич. язы­ка. То­гда же (893–894) со­стоя­лась епи­скоп­ская хи­ро­то­ния К. О. (ме­сто­по­ло­же­ние и гра­ни­цы его епар­хии ус­та­нав­ли­ва­ют­ся лишь при­бли­зи­тель­но).

К. О. пи­сал на соз­дан­ной Ки­рил­лом и Ме­фо­ди­ем гла­го­ли­це. Пред­по­ло­же­ние о том, что К. О. был соз­да­те­лем ки­рил­ли­цы, ма­ло­ве­ро­ят­но. Его лит. и пе­ре­во­д­че­ская дея­тель­ность со­вер­ша­лась в тес­ном со­труд­ни­че­ст­ве с др. бли­жай­ши­ми уче­ни­ка­ми свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, в пер­вую оче­редь с Кон­стан­ти­ном Пре­слав­ским и Нау­мом Ох­рид­ским. В ре­зуль­та­те не позд­нее сер. 910-х гг. в Бол­га­рии соз­дан пол­но­цен­ный сла­вя­ноя­зыч­ный ана­лог ви­зант. кор­пу­са цер­ков­ных книг, вклю­чаю­ще­го ли­тур­гич., го­ми­ле­тич. и агио­гра­фич. тек­сты, что яви­лось за­вер­ше­ни­ем на­чи­на­ний свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. Наи­бо­лее зна­чи­те­лен вклад К. О. в раз­ви­тие слав. го­ми­ле­ти­ки и гим­но­гра­фии. Со­хра­ни­лось не ме­нее 16 по­хваль­ных и учи­тель­ных слов с его име­нем в за­гла­вии, об­щее же чис­ло ат­ри­бу­ти­руе­мых ему с раз­ной сте­пе­нью ве­ро­ят­но­сти со­чи­не­ний этих жан­ров при­бли­жа­ет­ся к 100. Ряд учи­тель­ных слов К. О. пред­став­ля­ют со­бой об­раз­цы про­по­ве­дей к раз­ным празд­ни­кам и к дням па­мя­ти свя­тых. В по­след­ней четв. 20 – нач. 21 вв. бы­ло вы­яв­ле­но боль­шое ко­ли­че­ст­во (не ме­нее 50) ори­ги­наль­ных гим­но­гра­фич. со­чи­не­ний К. О. для Ми­неи и Ок­тои­ха, снаб­жён­ных ак­ро­сти­хом с име­нем ав­то­ра, в т. ч. ус­та­нов­ле­но ав­тор­ст­во К. О. в от­но­ше­нии од­ной из ре­дак­ций Ми­неи об­щей (сб-ка служб от­дель­ным ли­кам свя­тых).

На ру­бе­же 10–11 вв. пе­ре­во­ды и ори­ги­наль­ные со­чи­не­ния К. О. по­па­ли на Русь. Его гим­но­гра­фич. и го­ми­ле­тич. со­чи­не­ния ока­за­ли боль­шое воз­дей­ст­вие на твор­че­ст­во позд­ней­ших ср.-век. сла­вян­ских, в т. ч. рус­ских, ав­то­ров.

По­чи­та­ние К. О. на­ча­лось вско­ре по­сле его смер­ти, ко­гда его уче­ни­ка­ми бы­ли на­пи­са­ны служ­ба ему, сти­ли­сти­че­ски чрез­вы­чай­но близ­кая к гим­но­гра­фич. тво­ре­ни­ям са­мо­го К. О., и жи­тие (не со­хра­ни­лось). На про­тя­же­нии 11–14 вв. соз­да­ва­лись греч. служ­бы К. О., позд­нее пе­ре­ве­дён­ные на слав. язык. Мо­щи К. О. бы­ли пе­ре­не­се­ны из раз­ру­шен­но­го со­бо­ра мон. Св. Пан­те­лей­мо­на в ц. Бо­го­ро­ди­цы Пе­рив­леп­ты в Ох­ри­де. К. О. осо­бо по­чи­та­ет­ся в совр. Бол­га­рии и Ма­ке­до­нии, его име­нем на­зва­ны уни­вер­си­те­ты и биб­лио­те­ки. Дни па­мя­ти К. О. – 27 ию­ля (9 авг.) (по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви), 27 ию­ля (9 авг.) и 25 но­яб. (8 дек.) (по ка­лен­да­рю Болг. пра­во­слав­ной церк­ви); в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 27 ию­ля.

Соч.: Събра­ни съчи­не­ния. Со­фия, 1970–1973. Т. 1–3; Стан­чев К., По­пов Г. Кли­мент Ох­рид­ски. Жи­вот и твор­че­ст­во. Со­фия, 1988. С. 160–169; Кра­ше­нин­ни­ко­ва О. А. Древ­не­сла­вян­ский Ок­то­их св. Кли­мен­та, ар­хи­епи­ско­па Ох­рид­ско­го. М., 2006. С. 39–211.

Лит.: Ту­ниц­кий Н. Л. Св. Кли­мент, епи­скоп Сло­вен­ский. Его жизнь и про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность. Сер­ги­ев По­сад, 1913; он же. Ма­те­риа­лы для ис­то­рии, жиз­ни и дея­тель­но­сти уче­ни­ков свв. Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. Сер­ги­ев По­сад, 1918; Фло­ря Б. Н., Ту­ри­лов А. А., Ива­нов С. А. Судь­бы Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ской тра­ди­ции по­сле Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. СПб., 2000; Кли­мент Ох­рид­ский: биб­лио­гра­фия, 1945–1980. Со­фия, 1980.

Вернуться к началу