КОНСТАНТИ́Н ПРЕСЛА́ВСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНСТАНТИ́Н ПРЕСЛА́ВСКИЙ (Константин Болгарский) (сер. 9 – нач. 10 вв.), писатель, переводчик, епископ, основатель преславской книжной школы.
Немногочисленные биографич. сведения о К. П. содержатся в сообщении черноризца Тудора (Феодора) Доксова (907) и в предисловии самого К. П. к составленному им Учительному евангелию. Считается, что К. П. был в числе учеников Мефодия (см. Кирилл и Мефодий). После изгнания из Моравии ученики Мефодия были обращены в рабство, затем выкуплены визант. имп. чиновником на невольничьем рынке в Венеции, привезены в Константинополь и оттуда пришли в Болгарию. Согласно др. гипотезе, Мефодий во время поездки в Константинополь (881) оставил там К. П., который впоследствии по приглашению кн. Бориса I переселился в Болгарию. К. П. активно участвовал в реформах болг. царя Симеона по переводу богослужения на слав. язык и не позднее 906 стал епископом новой столицы Болгарии – Преслава. Соратник еп. Климента Охридского, рукополагал священников из славян. Некоторые исследователи считают К. П. создателем кириллицы.
Ок. 893–894 К. П. составил Учительное евангелие (сб-к бесед на воскресные евангельские чтения). Бóльшая часть бесед является переводами толкований (катен) Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского на Евангелие, 42-ю беседу написал сам К. П. В Учительное евангелие вошли также переведённое К. П. «Сказание церковное» Германа Константинопольского, разъясняющее символич. смысл литургии; составленные К. П. «Историкии» (перечень знаменитых людей и важных событий от Сотворения мира до кон. 9 в.); написанная К. П. стихотв. Азбучная молитва, предназначенная для торжественной декламации.
К. П. – осн. переводчик на слав. яз. Постной Триоди (см. Триодь Постная и Цветная), он перевёл также 4 «Слова против ариан» Афанасия Великого. Ему принадлежит ряд слав. гимнографич. текстов в составе слав. Триоди и Минеи. К. П. приписывается также авторство Пространного жития первоучителя Мефодия, службы ему (ок. 900) и «Огласительных поучений» Кирилла Иерусалимского.
Творчество К. П. оказало заметное влияние на формирование церковнославянского языка, в составе которого выделяется пласт «преславской» лексики; он внёс вклад в становление слав. терминологии, передающей абстрактные понятия, создал ряд новых жанров слав. книжности.
Сочинения К. П. были широко известны на Руси. Отд. беседы из Учительного евангелия входят в состав рус. гомилетических сборников.