Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛ ИЕРУСАЛИ́МСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 21

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. Б. Михайлов

КИРИ́ЛЛ ИЕРУСАЛИ́МСКИЙ (Κύριλλος Iεροσολύμων) (ок. 315, Ие­ру­са­лим – ок. 386, там же), епи­скоп Ие­ру­са­лим­ский, бо­го­слов, хри­сти­ан­ский свя­той.

В юно­сти при­нял мо­на­ше­ст­во; ему по­кро­ви­тель­ст­во­вал пред­стоя­тель Ие­ру­са­лим­ской церк­ви еп. Ма­ка­рий I, пре­емни­ком ко­то­ро­го, еп. Мак­си­мом, в 342 Ки­рилл был ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры. По­сле смер­ти еп. Мак­си­ма (348) при уча­стии ари­ан­ских (см. Ари­ан­ст­во) ие­рар­хов, в ча­ст­но­сти Ака­кия Ке­са­рий­ско­го, в 350 он был из­бран епи­ско­пом Ие­ру­са­ли­ма. В хо­де борь­бы за пер­вен­ст­во ме­ж­ду ка­фед­ра­ми Ке­са­рии Па­ле­стин­ской и Ие­ру­са­ли­ма К. И. три­ж­ды сме­ща­ли с ка­фед­ры и ссы­ла­ли, при этом про­тив­ни­ка­ми его ока­зы­ва­лись ариа­не. Од­на­ко каж­дый раз со­слан­ный на­хо­дил при­ста­ни­ще в цер­ков­ной об­щи­не г. Тарс, по­сле че­го воз­вра­щал­ся в Ие­ру­са­лим. К. И. ока­зал со­про­тив­ле­ние ини­циа­ти­ве имп. Юлиа­на От­ступ­ни­ка вос­ста­но­вить Ие­ру­са­лим­ский храм ра­ди ос­лаб­ле­ния хри­сти­ан­ст­ва. При­ни­мал ак­тив­ное уча­стие во II Все­лен­ском со­бо­ре (381; см. Все­лен­ские со­бо­ры), за­няв на нём клю­че­вое по­ло­же­ние по­сле смер­ти пред­се­да­те­ля со­бо­ра Ме­ле­тия Ан­ти­охий­ско­го и уда­ле­ния его пре­ем­ни­ка Гри­го­рия Бо­го­сло­ва.

Осо­бую из­вест­ность К. И. при­нёс цикл со­чи­не­ний «По­уче­ния (го­ми­лии) ог­ла­си­тель­ные и тай­но­вод­ст­вен­ные», соз­дан­ный им ещё в пре­сви­тер­ском са­не (347–348). Имею­щий цель ка­те­хи­за­ции но­во­об­ра­щён­ных цикл со­сто­ит из од­ной «пре­д­огла­си­тель­ной», 18 «ог­ла­си­тель­ных» и 5 «тай­но­вод­ст­вен­ных» про­по­ве­дей. В «ог­ла­си­тель­ных» го­ми­ли­ях – для го­то­вя­щих­ся при­нять кре­ще­ние – по­сле­до­ва­тель­но рас­кры­ва­ют­ся ос­но­вы хри­сти­ан­ской ве­ры и цер­ков­ной жиз­ни. «Тай­но­вод­ст­вен­ные» го­ми­лии, при­над­леж­ность ко­то­рых К. И. ос­па­ри­ва­ет­ся не­ко­то­ры­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми, ад­ре­со­ва­ны тем, кто, не­дав­но кре­стив­шись, всту­па­ет в са­кра­мен­таль­ную жизнь Церк­ви. Из­вест­но так­же пись­мо К. И. к имп. Кон­стан­цию II, в ко­то­ром он из­ве­щал о яв­ле­нии в не­бе над Ие­ру­са­ли­мом 7 мая 351 кре­ст­но­го зна­ме­ния, а так­же ряд др. не­боль­ших со­чи­не­ний.

Бо­го­слов­ское на­сле­дие К. И. все­гда поль­зо­ва­лось вы­со­ким ав­то­ри­те­том как на Вос­то­ке, так и на За­па­де хри­сти­ан­ско­го ми­ра. Так, в 1882 па­па Рим­ский Лев XIII про­воз­гла­сил его учи­те­лем Церк­ви (doctor Ecclesiae). Дни па­мя­ти по ка­лен­да­рям Рус. пра­во­слав­ной церк­ви и греч. Цер­к­вей – 18(31) мар­та, по ка­лен­да­рю Рим.-ка­то­лич. церк­ви – 18 мар­та.

Соч.: Migne PG. T. 33. Col. 331–1182; Sources chrétiennes. Т. 126; По­уче­ния ог­ла­си­тель­ные и тай­но­вод­ст­вен­ные. М., 1900. М., 1991; My­s­tagogicae catecheses / Hrsg. G. Röwekamp. Frei­burg im Breisgau; N. Y., 1992.

Лит.: Bachelet le X. St. Cyrille, évêque de Jé­ru­salem // Dictionnaire de théologie catho­li­que. P., 1908. T. 3. Col. 2527–2577; Telfer W. Cyril of Jerusalem and Nemesius of Emesa. Phil., 1955; Bardy G. Cyrille de Jérusalem // Dictionnaire d’histoire et de geo­gra­phie ec­clé­siastique. P., 1956. T. 13. Col. 1181–1185; Yarnold E. J. Cyrillus von Jerusalem // Theo­logische Realenzyklopädie. B., 1981. Bd 8. S. 261–266; Quasten J. Patrology. Westmin­ster, 1986. Vol. 3. P. 362–377; Maz­za E. Mistagogia: una teologia della liturgia in epoca patristica. Roma, 1988; Hanson R. P. C. The search for the Christian doctrine of God: the Arian controversy, 318–381. Grand Ra­pids, 2005.

Вернуться к началу