ЮЛИА́Н ОТСТУ́ПНИК
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЮЛИА́Н ОТСТУ́ПНИК (лат. Iulianus Apostata; Flavius Claudius Iulianus), Флавий Клавдий Юлиан (Юлиан II) (331/332, Константинополь – 26.6.363, Маранга), рим. император (361–363) из династии Константина Великого. Последний рим. император-язычник, ритор и философ. Сын Юлия Констанция, брата Константина Великого, и его второй жены Василины. Мать Ю. О. умерла на 1-м году его жизни, отец – на 6-м. Ю. О. воспитывался в христианском духе епископом-арианином Евсевием Никомедийским. Однако определяющее влияние на духовное развитие будущего императора оказал почитатель эллинской культуры Мардоний, благодаря которому Ю. О. уже в юности стал ревностным приверженцем язычества и страстным поклонником неоплатонизма. Двоюродный брат Ю. О., имп. Констанций II, будучи бездетным, решил сделать его своим наследником. В 355 он женил Ю. О. на своей сестре Елене и направил в Галлию для управления и защиты этой области от нападений варваров. В 357–358 Ю. О. разгромил племена алеманнов, франков и хамавов, после чего отбросил их за Рейн. Блистательные победы сделали Ю. О. чрезвычайно популярным в войсках. Ю. О. провёл в Галлии ряд адм. и финансовых реформ, чем снискал поддержку местного населения. В 360 войска провозгласили его императором. До междоусобной войны дело не дошло: в нояб. 361 Констанций II неожиданно умер и Ю. О. взошёл на престол. Образованный человек, талантливый писатель, способный полководец и администратор, Ю. О. начал преобразования: сократил придворный штат, очистив его от неугодных ему лиц, урезал расходы на содержание имп. двора. Регулярно снижал налоги и прощал недоимки, а также реорганизовал почту и деятельно способствовал восстановлению городской жизни. Однако гл. делом его жизни стала реставрация язычества.
В февр. 362 Ю. О. опубликовал эдикт о веротерпимости, который восстанавливал запрещённые прежде культы и предписывал вернуть вновь открытым языч. храмам некогда конфискованные у них земли и др. имущество, а также провозглашал амнистию всех христианских сектантов: император надеялся разжечь среди христиан внутр. вражду. Следующий эдикт того же года запрещал христианам занимать гражд. и воен. должности, а также преподавать в муниципальных школах философию, грамматику и риторику. Никаких гонений, казней и ссылок (за исключением александрийского погрома в дек. 361) при Ю. О. не было. Опираясь на поддержку представителей языч. интеллигенции, император-неоплатоник стремился придать традиц. языч. культам этич. характер. Кроме того, он пытался создать своего рода языч. церковь, чтобы противопоставить её христианской. Ю. О. ввёл в языч. храмах пение и проповеди, за несоблюдение религ. требований прихожанам грозили отлучение и наложение покаяния. Сам Ю. О. занял пост верховного понтифика и педантично выполнял предписания языч. обрядов (в центре его религ. мировоззрения находился культ Солнца). Однако антихристианская политика Ю. О. не имела под собой прочной социальной базы, тогда как христианская Церковь в то время уже представляла собой довольно мощную политич. и идеологич. силу. Поэтому попытки Ю. О. реанимировать языч. религию и связанную с ней систему ценностей потерпели крах. 26.6.363 Ю. О. в возрасте 32 лет получил смертельное ранение в битве при Маранге во время похода против персов и вскоре умер. Ю. О. похоронили в Тарсе; впоследствии его останки были перенесены в Константинополь и захоронены в ц. Святых Апостолов в пурпурном саркофаге, но без отпевания, как останки отступника. После смерти Ю. О. все его антихристианские постановления были отменены.