Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮЛИА́Н ОТСТУ́ПНИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 579

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Никишин

ЮЛИА́Н ОТСТУ́ПНИК (лат. Iulianus Apos­tata; Flavius Claudius Iulianus), Фла­вий Клав­дий Юлиан (Юли­ан II) (331/332, Кон­стан­ти­но­поль – 26.6.363, Ма­ран­га), рим. им­пе­ра­тор (361–363) из ди­на­стии Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. По­след­ний рим. им­пе­ра­тор-языч­ник, ри­тор и фи­ло­соф. Сын Юлия Кон­стан­ция, бра­та Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, и его вто­рой же­ны Ва­си­ли­ны. Мать Ю. О. умер­ла на 1-м го­ду его жиз­ни, отец – на 6-м. Ю. О. вос­пи­ты­вал­ся в хри­сти­ан­ском ду­хе епи­ско­пом-ариа­ни­ном Ев­се­ви­ем Ни­ко­ме­дий­ским. Од­на­ко оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на ду­хов­ное раз­ви­тие бу­ду­ще­го им­пе­ра­то­ра ока­зал по­чи­та­тель эл­лин­ской куль­ту­ры Мар­доний, бла­го­да­ря ко­то­ро­му Ю. О. уже в юно­сти стал рев­но­ст­ным при­вер­жен­цем язы­че­ст­ва и стра­ст­ным по­клон­ни­ком нео­пла­то­низ­ма. Двою­род­ный брат Ю. О., имп. Кон­стан­ций II, бу­ду­чи без­дет­ным, ре­шил сде­лать его сво­им на­след­ни­ком. В 355 он же­нил Ю. О. на сво­ей се­ст­ре Еле­не и на­пра­вил в Гал­лию для управ­ле­ния и за­щи­ты этой об­лас­ти от на­па­де­ний вар­ва­ров. В 357–358 Ю. О. раз­гро­мил пле­ме­на але­ман­нов, фран­ков и ха­ма­вов, по­сле че­го от­бро­сил их за Рейн. Бли­ста­тель­ные по­бе­ды сде­ла­ли Ю. О. чрез­вы­чай­но по­пу­ляр­ным в вой­сках. Ю. О. про­вёл в Гал­лии ряд адм. и фи­нан­со­вых ре­форм, чем сни­скал под­держ­ку ме­ст­но­го на­се­ле­ния. В 360 вой­ска про­воз­гла­си­ли его им­пе­ра­то­ром. До меж­до­усоб­ной вой­ны де­ло не дош­ло: в но­яб. 361 Кон­стан­ций II не­ожи­дан­но умер и Ю. О. взо­шёл на пре­стол. Об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, та­лант­ли­вый пи­са­тель, спо­соб­ный пол­ко­во­дец и ад­ми­ни­ст­ра­тор, Ю. О. на­чал пре­об­ра­зо­ва­ния: со­кра­тил при­двор­ный штат, очи­стив его от не­угод­ных ему лиц, уре­зал рас­хо­ды на со­дер­жа­ние имп. дво­ра. Ре­гу­ляр­но сни­жал на­ло­ги и про­щал не­до­им­ки, а так­же ре­ор­га­ни­зо­вал поч­ту и дея­тель­но спо­соб­ст­во­вал вос­ста­нов­ле­нию го­род­ской жиз­ни. Од­на­ко гл. де­лом его жиз­ни ста­ла рес­тав­ра­ция язы­че­ст­ва.

В февр. 362 Ю. О. опуб­ли­ко­вал эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти, ко­то­рый вос­ста­нав­ли­вал за­пре­щён­ные пре­ж­де куль­ты и пред­пи­сы­вал вер­нуть вновь от­кры­тым языч. хра­мам не­ко­гда кон­фи­ско­ван­ные у них зем­ли и др. иму­ще­ст­во, а так­же про­воз­гла­шал ам­ни­стию всех хри­сти­ан­ских сек­тан­тов: им­пе­ра­тор на­де­ял­ся раз­жечь сре­ди хри­сти­ан внутр. вра­ж­ду. Сле­дую­щий эдикт то­го же го­да за­пре­щал хри­стиа­нам за­ни­мать гражд. и во­ен. долж­но­сти, а так­же пре­по­да­вать в му­ни­ци­паль­ных шко­лах фи­ло­со­фию, грам­ма­ти­ку и ри­то­ри­ку. Ни­ка­ких го­не­ний, каз­ней и ссы­лок (за ис­клю­че­ни­ем алек­сан­д­рий­ско­го по­гро­ма в дек. 361) при Ю. О. не бы­ло. Опи­ра­ясь на под­держ­ку пред­ста­ви­те­лей языч. ин­тел­ли­ген­ции, им­пе­ра­тор-не­оп­ла­то­ник стре­мил­ся при­дать тра­диц. языч. куль­там этич. ха­рак­тер. Кро­ме то­го, он пы­тал­ся соз­дать сво­его ро­да языч. цер­ковь, что­бы про­ти­во­пос­та­вить её хри­сти­ан­ской. Ю. О. ввёл в языч. хра­мах пе­ние и про­по­ве­ди, за не­со­блю­де­ние ре­лиг. тре­бо­ва­ний при­хо­жа­нам гро­зи­ли от­лу­че­ние и на­ло­же­ние по­кая­ния. Сам Ю. О. за­нял пост вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка и пе­дан­тич­но вы­пол­нял пред­пи­са­ния языч. об­ря­дов (в цен­тре его ре­лиг. ми­ро­воз­зре­ния на­хо­дил­ся культ Солн­ца). Од­на­ко ан­ти­хри­сти­ан­ская по­ли­ти­ка Ю. О. не име­ла под со­бой проч­ной со­ци­аль­ной ба­зы, то­гда как хри­сти­ан­ская Цер­ковь в то вре­мя уже пред­став­ля­ла со­бой до­воль­но мощ­ную по­ли­тич. и идео­ло­гич. си­лу. По­это­му по­пыт­ки Ю. О. реа­ни­ми­ро­вать языч. ре­ли­гию и свя­зан­ную с ней сис­те­му цен­но­стей по­тер­пе­ли крах. 26.6.363 Ю. О. в воз­рас­те 32 лет по­лу­чил смер­тель­ное ра­не­ние в бит­ве при Ма­ран­ге во вре­мя по­хо­да про­тив пер­сов и вско­ре умер. Ю. О. по­хо­ро­ни­ли в Тар­се; впо­след­ст­вии его ос­тан­ки бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и за­хо­ро­не­ны в ц. Свя­тых Апо­сто­лов в пур­пур­ном сар­ко­фа­ге, но без от­пе­ва­ния, как ос­тан­ки от­ступ­ни­ка. По­сле смер­ти Ю. О. все его ан­ти­хри­сти­ан­ские по­ста­нов­ле­ния бы­ли от­ме­не­ны.

Лит.: Ро­зен­таль Н. Н. Юли­ан От­ступ­ник: тра­ге­дия ре­ли­ги­оз­ной лич­но­сти. П., 1923; Krawczuk A. Julian Apostata. Warsz., 1974; Browning R. The Emperor Julian. Berk.; Los Ang., 1976; Bowersock G. W. Julian the Apostate. Camb. (Mass.), 1978; Athanassiadi-Fowden P. Julian and Hellenism: An intellectual biography. Oxf., 1981; Bouffartigue J. L’empereur Julien et la culture de son temps. P., 1992; Ви­дал Г. Юли­ан. СПб., 1994; Smith R. Julian’s Gods: Religion and philosophy in the thought and action of Julian the Apostate. L.; N. Y., 1995; Бе­нуа-Ме­шен Ж. Им­пе­ра­тор Юли­ан, или Опа­лен­ная меч­та. М., 2001; Giebel M. Kaiser Julian Apostata: Die Wiederkehr der alten Götter. Düsseldorf; Z., 2002; Bringmann K. Kaiser Julian. Darm­stadt, 2004; Rosen K. Julian: Kaiser, Gott und Christenhasser. Stuttg., 2006; Emperor and author: The writings of Julian the Apostate / Ed. N. Baker-Brian, S. Tougher. Swansea, 2012.

Вернуться к началу