ЛЕВ XIII
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕВ XIII (Leo), Винченцо Джоаккино Печчи (Vincenzo Gioacchino Pecci) [2.3.1810, Карпинето-Романо, деп-т Рим, Франция (ныне Италия) – 20.7.1903, Рим], папа Римский (с 1878).
Происходил из аристократической семьи. Изучал философию, теологию и право в Коллегии иезуитов в Витербо (1818–24), в Рим. коллегии (ныне Григорианский ун-т; 1824–32), в рим. Академии церковной знати и в Рим. ун-те «Сапиенца» (окончил в 1837). В 1837 рукоположен в священники. В 1838–42 апостольский делегат в Беневенто, Сполето и Перудже. В янв. 1843 назначен нунцием в Бельгии и 19 февр. рукоположен в епископы, получил титул архиепископа Дамьетты (ныне Думьят, Египет). В 1846–1877 архиепископ Перуджи, в 1853 возведён в достоинство кардинала. Его пасторские послания «Церковь и XIX в.» (1876) и «Церковь и цивилизация» (1877 и 1878) имели большой обществ. резонанс во многих странах Европы. Принимал активное участие в Ватиканском I соборе. В 1877 назначен кардиналом-камерленго, после смерти Пия IX избран папой Римским (20.2.1878), интронизован 3.3.1878.
Политика Л. XIII была направлена на восстановление авторитета Римско-католич. церкви в обществе и основывалась на признании реалий Европы кон. 19 в. Этому была посвящена уже его 1-я энциклика «Inscrutabili Dei consilio» (1878). Понтификат Л. XIII характеризовался заметным улучшением взаимоотношений Святого Престола со многими государствами Европы и Америки: были восстановлены дипломатич. отношения с Россией (1894), положен конец политике «Культуркампф» в Германии. Л. XIII предпринимал попытки мирного урегулирования «римского вопроса» (см. в ст. Ватикан) с правительством Италии и призывал франц. католиков к признанию республиканского строя.
Наиболее важным итогом понтификата Л. XIII стала выработка социального учения католич. церкви (энциклики «Immortale Dei», 1885, «Rerum novarum», 1891, «Graves de communi re», 1901, и др.). В его основу легли христианская концепция достоинства человеческой личности, осуждение эксплуатации, антилиберальная концепция гос-ва, которое, согласно Л. XIII, должно взять на себя функцию разрешения социальных проблем. В программе Л. XIII присутствовали идеи сотрудничества классов и защиты частной собственности как неотъемлемой части естеств. прав человека.
Новыми элементами т. н. восточной политики папства стали отказ от стремления к латинизации Вост. католич. церквей (см. Униатство) и укрепление их религиозных и культурных традиций. Этому вопросу было посвящено большое число документов, в т. ч. энциклики «Grande munus» (о святых Кирилле и Мефодии, 1880), «Praeclara gratulationis» (о воссоединении православных и католиков, 1894), «Orientalium dignitas» (о Вост. католич. церквах, 1894) и др. В области миссионерской деятельности Л. XIII призывал к активизации усилий для преодоления рабства во всех формах и к формированию клира из местного населения (энциклики «Sancta Dei Civitas», 1880, «In Plurimis», 1888, «Catholicae Ecclesiae», 1890, «Ad extremas Orientis Oras», 1893).
Стремясь преодолеть существовавшую эклектику в религ. образовании, Л. XIII предложил томизм в качестве унифицированной концептуальной основы философских и богословских дисциплин (энциклика «Aeterni Patris», 1879), реорганизовал рим. Академию Фомы Аквинского. Покровительствовал развитию наук, особенно теологии, библеистики и библейской археологии, а также естеств. наук; в частности, восстановил Ватиканскую обсерваторию (1888). В 1880 открыл для исследователей Тайный ватиканский архив, позднее учредил Комиссию кардиналов по изучению истории, Школу палеографии, способствовал расширению и пополнению Библиотеки Ватикана. Иностр. поч. чл. Петерб. АН (1895).
Похоронен в Святого Петра соборе, в 1924 его останки были перенесены в базилику Сан-Джованни-ин-Латерано.