Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАТИКА́НСКИЙ I СОБО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 662

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С. Токарева

ВАТИКА́НСКИЙ I СОБО́Р (8.12.1869 – 1.9.1870), со­бор Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви (в ка­то­лич. тра­ди­ции – 20-й Все­лен­ский со­бор). Про­хо­дил в Ри­ме, в ба­зи­ли­ке Св. Пет­ра. В ра­бо­те В. I с. уча­ст­во­ва­ли, по раз­ным дан­ным, от 750 до 800 ие­рар­хов ка­то­лич. церк­ви.

Подготовка собора

Из­ме­не­ния в по­ли­тич. струк­ту­ре мн. ев­роп. стран, ко­то­рые про­изош­ли в ре­зуль­та­те бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций кон. 18 – 1-й пол. 19 вв., на­по­ле­о­нов­ские пре­об­ра­зо­ва­ния (се­ку­ля­ри­за­ция цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва, уп­разд­не­ние мо­на­ше­ских ор­де­нов, пе­ре­да­ча об­ра­зо­ва­ния в ве­де­ние свет­ских вла­стей), ус­та­нов­ле­ние в ря­де стран бур­жу­аз­но-ли­бе­раль­ных пра­ви­тельств, но­ва­ции в на­уч­но-тех­нич. сфе­ре, гео­гра­фич. и эт­но­гра­фич. от­кры­тия, осу­ще­ст­в­лён­ные в 1-й пол. 19 в., се­ку­ля­ри­за­ция об­ще­ст­ва и уси­ле­ние влия­ния по­ли­тич. и фи­лос. те­че­ний, це­лью ко­то­рых, в чис­ле про­чих, бы­ла борь­ба с ав­то­ри­те­том Церк­ви, дик­то­ва­ли не­об­хо­ди­мость за­щи­ты её ин­те­ре­сов и влия­ния. Раз­ра­бо­тан­ная па­пой Рим­ским Пи­ем IX про­грам­ма, це­лью ко­то­рой бы­ла за­щи­та те­зи­са о Бо­же­ст­вен­ном про­ис­хож­де­нии ав­то­ри­те­та Церк­ви, а так­же борь­ба с ли­бе­раль­ны­ми те­че­ния­ми, вклю­ча­ла неск. эта­пов, в т. ч. про­воз­гла­ше­ние дог­ма­та о не­по­роч­ном за­ча­тии Де­вы Ма­рии (бул­ла «Ineffabilis Deus» от 8.12.1854) (см. Бо­го­ро­ди­ца) и пуб­ли­ка­цию «Пе­реч­ня глав­ней­ших за­блу­ж­де­ний на­ше­го вре­ме­ни» («Syllabus» от 8.12.1864; при­ло­же­ние к эн­цик­ли­ке «Quanta cura»), в ко­то­ром бы­ли пе­ре­чис­ле­ны осу­ж­дён­ные па­пой Рим­ским фи­ло­соф­ские и со­ци­аль­ные док­три­ны. К их чис­лу от­но­си­лись: пан­те­изм, на­ту­ра­лизм, ра­цио­на­лизм, ин­диф­фе­рен­тизм, ли­бе­ра­лизм, со­циа­лизм, ком­му­низм. Кро­ме то­го, Пий IX вы­сту­пал за не­об­хо­ди­мость со­хра­не­ния свет­ской вла­сти па­пы Рим­ско­го, за при­мат цер­ков­ной вла­сти над вла­стью го­судар­ст­ва. Осу­ж­де­ние в «Syl­labus» мн. зна­чи­мых яв­ле­ний ев­роп. ци­ви­ли­за­ции 19 в., в т. ч. на­уч. от­кры­тий, бы­ло не­обос­но­ван­но рез­ким, что на­строи­ло про­тив па­пы Рим­ско­го зна­чит. часть об­ще­ст­ва (вклю­чая и ка­то­ли­ков).

Офи­ци­аль­но о со­зы­ве со­бо­ра бы­ло опо­ве­ще­но 29.6.1868 бул­лой «Aeterni Pat­ris». Спе­ци­аль­ным бре­ве «Arcano di­vinae providentiae» (от 8.9.1868) к уча­стию в со­бо­ре бы­ли при­гла­ше­ны пред­ста­ви­те­ли Вост. церк­вей; бре­ве «Iam vos omnes» (от 13.9.1868) бы­ли при­гла­ше­ны пред­ста­ви­те­ли про­тес­тант­ских церк­вей. Все они от­ве­ти­ли от­ка­зом. Из-за за­пре­та имп. Алек­сан­д­ра II в ра­бо­те со­бо­ра не при­ня­ли уча­стия ка­то­лич. епи­ско­пы из Рос­сии и Поль­ши. В. I с. был тор­же­ст­вен­но от­крыт 8.12.1869.

Итоговые документы собора

Од­ним из осн. до­ку­мен­тов, пред­став­лен­ных на об­су­ж­де­ние со­бо­ра, был про­ект кон­сти­ту­ции «О ка­то­ли­че­ском уче­нии про­тив мно­го­чис­лен­ных за­блу­ж­де­ний, про­ис­хо­дя­щих из ра­цио­на­лиз­ма» («De doctrina catholica contra multiplices errores ex ra­tionalismo deri­va­tos»), ко­то­рый 24.4.1870 был при­нят как дог­ма­ти­че­ская кон­сти­ту­ция «Dei Filius» (4 гла­вы и 18 ка­но­нов), осу­див­шая от­кло­не­ния от осн. ка­но­нов ка­то­лич. церк­ви. Так­же на об­су­ж­де­ние был вы­не­сен (21.1.1870) про­ект др. кон­сти­ту­ции – о Церк­ви Хри­сто­вой, – в ко­то­ром пер­во­на­чаль­но речь шла о Церк­ви в це­лом, о при­ма­те «юрис­дик­ции св. Пет­ра» над кол­ле­ги­ей епи­ско­пов, об от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду Цер­ко­вью и гос-вом. Од­на­ко в по­след­ние дни 1869, бла­го­да­ря пе­ти­ции бельг. епи­ско­пов, был по­став­лен во­прос о го­ло­со­ва­нии по по­ло­же­нию о не­по­гре­ши­мо­сти па­пы Рим­ско­го в офи­ци­аль­но вы­ска­зы­вае­мых им су­ж­де­ни­ях и оп­ре­де­ле­ни­ях. В нач. янв. 1870 пе­ти­ция бы­ла вклю­че­на в по­ве­ст­ку дня, до­ку­мент был при­нят (18.7.1870) как дог­ма­ти­че­ская кон­сти­ту­ция «Pastor aeter­nus», за­кре­пив­шая дог­му о не­по­гре­ши­мо­сти па­пы Рим­ско­го в тех слу­чаях, ко­гда он офи­ци­аль­но вы­ска­зы­ва­ет су­ж­де­ния, ка­саю­щие­ся ве­ры, ка­но­нов Церк­ви и мо­ра­ли. Этот дог­мат при­да­вал пап­ским оп­ре­де­ле­ни­ям выс­шую юри­дич. си­лу, де­лая са­ми оп­ре­де­ле­ния не ну­ж­даю­щи­ми­ся в ут­вер­жде­нии со­бо­ра­ми ка­то­лич. церк­ви.

Ра­бо­та со­бо­ра ос­та­лась не­за­вер­шён­ной. По­след­нее ге­не­раль­ное за­се­да­ние со­стоя­лось 1.9.1870. На­чав­шая­ся в ию­ле 1870 вой­на ме­ж­ду Прус­си­ей и Фран­ци­ей вы­ну­ди­ла по­след­нюю вы­вес­ти вой­ска из Пап­ской об­лас­ти. Вос­поль­зо­вав­шись этим, вой­ска Итал. ко­ро­лев­ст­ва за­хва­ти­ли Пап­ское гос-во и 20 сент. во­шли в Рим. 20.10.1870 бул­лой «Postquam Dei munere» па­па Рим­ский Пий IX объ­я­вил о том, что со­бор от­кла­ды­ва­ет­ся на не­оп­ре­де­лён­ный срок.

Ис­точн.: Cecconi E. Storia del Concilio ecu­menico Vaticano: scritta sui documenti origi­nali. Roma, 1873–1879. Vol. 1–4.

Лит.: Ollivier E. L’Église et l’État au Concile du Vatican. P., 1879. Vol. 1–2; Schatz K. Vati­can I, 1869–1870. Paderborn, 1992–1994. Vol. 1–3; Petruzzi P. Chiesa e società civile al Concilio Vaticano I. 4 ed. Roma, 1996.

Вернуться к началу