СВЯТО́ГО ПЕТРА́ СОБО́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЯТО́ГО ПЕТРА́ СОБО́Р (Duomo di San Pietro) в Ватикане, гл. храм католического мира. Основан между 324 и 330 на Ватиканском холме в Риме, на месте некрополя, в котором был погребён св. ап. Пётр. Раннехристианская 5-нефная базилика с нартексом и атриумом, которая достраивалась на протяжении всех средних веков, была ориентирована на запад и послужила образцом для мн. церквей европ. Средневековья. К нач. 15 в. базилика обветшала и нуждалась в поновлении. Первый проект реконструкции в формах классич. античности, разработанный в рамках градостроит. программы папы Николая V предположительно при участи Л. Б. Альберти (работы начаты Б. Росселлино в 1452), не был осуществлён. В правление папы Юлия II старое здание демонтировано (1506–08) и начато возведение нового (первый камень заложен в 1506). Первоначальный проект Д. Браманте предполагал центрич. план, в дальнейшем он же разработал альтернативный базиликальный план, а его преемники колебались между базиликальным (Рафаэль, совм. с Фра Джокондо и Дж. да Сангалло, 1514; А. да Сангалло Младший, совм. с Б. Перуцци, 1520) и центрическим (собств. проект Перуцци, 1534) планировочными решениями, ни одно из которых не было реализовано. Микеланджело, возглавлявший строительство собора в 1546–64, вернулся к центрально-купольной планировке Браманте и возвёл здание в форме греч. креста, увенчав его огромным куполом над средокрестием по образцу купола флорентийского собора Ф. Брунеллески. Завершён по модели Микеланджело в 1588–93 Дж. делла Портой и Д. Фонтаной, остаётся гл. архит. доминантой Рима. Масштабность и величие собора усиливают использованные Микеланджело в оформлении наружных стен собора колоссальный ордер, сдвоенные колонны в барабане и фонаре, переходящие в сдвоенные тяги членений купола. В правление папы Павла V было принято решение об удлинении вост. нефа: по проекту К. Мадерны (гл. архитектор с 1603) пристроены 3 травеи, превратившие центрич. здание в базиликальное, а также нартекс и фасад (1607–25; аттик украшен статуями Христа, св. Иоанна Крестителя и апостолов); к нему примыкает лестница (нач. 17 в., перестроена Дж. Л. Бернини), по сторонам которой статуи св. Петра (скульптор Дж. Де Фабрис) и св. Павла (А. Тадолини, обе 1847). По проекту Бернини в 1656–67 создана грандиозная овальная площадь (с двумя фонтанами и обелиском) перед собором, окружённая сдвоенной колоннадой; она также предназначена для богослужений. В 1776–85 с юга пристроена сакристия по проекту К. Маркьонни. Бернини воздвиг также в соборе величественный балдахин (киворий); осеняющий гробницу ап. Петра, он украшен позолоченными витыми колоннами и скульптурой (1624–1633) и составляет ансамбль с кафедрой св. Петра (1657–66, Бернини; см. илл. к ст. о нём).
Собор украшают мн. произведения изобразит. иск-ва: на входном портале – бронзовые двери (1445, скульптор А. Филарете), перенесённые из старой базилики, и «Врата смерти» Дж. Манцу (бронза, 1964–67). В хоре – конная статуя Константина Великого (1662–70), в нишах подкупольных пилонов – статуи святых работы Дж. Л. Бернини, Ф. Дюкенуа, А. Болджи, Ф. Моки (все до 1648). В интерьере – мн. папские надгробия: Павла III (автор Г. делла Порта, 1549–75), Урбана VIII (1627–47, оба – Бернини), Льва XI (1644, А. Альгарди), Александра VII (1671–78, Бернини), Климента XIII (1783–92, А. Канова), Пия VII (1824–31, Б. Торвальдсен), также Матильды Тосканской (1633–37, Бернини); бронзовый рельеф в память об Иоанне XXIII (1965–67, скульптор Э. Греко) и др. В капелле Оплакивания – фрески Дж. Ланфранко (1620–31) и группа «Пьетá» Микеланджело (мрамор, 1497–1500). Мозаичный декор – в гл. куполе (1598–1600, мастера Дж. деи Векки, Ч. Неббья, по картонам Кавалера д’Арпино), в капеллах Григория XIII (1578–80, мастер Дж. Муциано и др.), Климента VIII (по картонам К. Ронкалли, 1601–04), Колонна (1630–1634, 1643–44, по картонам Дж. Ф. Романелли, Дж. Ланфранко, А. Сакки), Св. Даров (1662), Св. Себастьяна (1663, по картонам Пьетро да Кортоны), Введения Богородицы во храм (1683–89 и 1714–25, по картонам К. Маратты), а также в баптистерии (1670–1745, мастера Дж. Б. Гаулли, Ф. Тревизани). В капеллах также многочисл. алтарные образы (Гверчино, Пьетро да Кортоны, Н. Пуссена, Валантена, А. Сакки и др.). Под фундаментами базилики – крипта (т. н. Священные гроты Ватикана), где располагаются могила ап. Петра и папский некрополь, хранятся мн. произведения иск-ва из старого здания базилики. В составе историч. памятников Рима и Ватикана собор включён в список Всемирного наследия.