МАНЦУ́ ДЖАКОМО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНЦУ́ (Manzù) Джакомо (22.12.1908, Бергамо – 17.1.1991, Рим), итал. скульптор. Родился в семье сапожника. Обучался в вечерней школе прикладного иск-ва Фантони в Бергамо и в академии Чиконьини в Вероне. В 1928 по окончании воен. службы посетил Париж (с целью познакомиться с творчеством А. Майоля); в 1929 поселился в Милане. Ранние работы, часто выполненные в воске или в раскрашенной терракоте, отмечены влиянием импрессионизма М. Россо («Сусанна», 1937, Нац. галерея совр. иск-ва, Рим, и др.). В бронзовых скульптурах «Давид» (1939–1940, Собрание Манцу, Ардеа) и «Франческа Бланк» (ок. 1941 – 1950, там же) М. следует реалистич. традиции. Будучи антифашистом, участвовал в подпольной деятельности; в 1939 вступил в объединение художников-антифашистов «Корренте». В 1939–41 создал серию рельефов на тему «Распятия», где евангельский сюжет ассоциируется с мученич. смертью жертв совр. террора. Показанные в Милане на выставке в 1941, эти композиции вызвали недовольство Ватикана, а затем навлекли на художника преследования со стороны нем. оккупационных властей. Тема была продолжена скульптором после войны в сериях бронзовых рельефов «Христос – человек среди людей» (1947–57) и «Вариации на ту же тему» (1955–65), где палачи вершат своё дело на глазах у потрясённых свидетелей, при молчаливом присутствии церковников. Драматич. накал усиливается тонкой лепкой формы, живым трепетом поверхности.
Высшее достижение М. в области рельефа – «Врата смерти» (выполнены по заказу Ватикана для собора Св. Петра, бронза, 1964–67) представляют моменты встречи со смертью персонажей Священного Писания, церковной истории и безымянных людей. В верхней части дверей помещены крупные вертикальные композиции – «Успение Богоматери» и «Снятие с креста»; в нижней части ряд из 8 рельефов меньшего масштаба открывается первым в библейской истории убийством («Смерть Авеля»), а завершается обыденной смертью женщины в домашнем интерьере («Смерть на земле»). Сюжеты христианской иконографии как бы перенесены в современность: Авеля побивает кулаками молодчик из уличных банд, над умирающим папой Григорием VII склоняется солдат в каске вермахта, летящие в св. Стефана камни уподобляются пушечным снарядам, а подвешенный за ноги мученик воспринимается как неизвестный герой Сопротивления. Рельефы, вылепленные чуткими касаниями руки к мягкой глине, вызывают представление о хрупкости жизни; живое дыхание пластич. формы создаётся тончайшими модуляциями поверхности, контурные линии врезаются в плоскость, а фон взрыхляется и пронзается взмахами стеки. В той же манере выполнены рельефы дверей Зальцбургского собора (1957) и «Врата мира и войны» для ц. Гроте-керк в Роттердаме (1965–68). Из мрачных событий 20 в., прочувствованных на личном опыте, М. вынес твёрдые пацифистские убеждения, которые определили особую тональность его творчества, сочетание в нём лирики и трагизма. В 1978 в Бергамо по его проекту был воздвигнут памятник героям Сопротивления.
В круглой скульптуре М. работал большими сериями. В серии «Кардиналы» (бронза, с 1938; Нац. галерея совр. иск-ва, Рим, и др. собрания) тяжёлая мантия и высокая шапка замыкают фигуру в конический объём, порождая впечатление неприступного величия, которое скрывает подлинную суть личности. Мотив неустойчивого балансирования фигуры разрабатывается в сериях «Танцовщиц» (с 1954) и девушек на коньках. Портреты балерины Инге Шабель (жены художника) отличает тонкость психологич. характеристики, переданной в свободной, эскизной лепке формы (1957, собрание Майер, Нью-Йорк; 1960, собрание И. Шабель, Мюнхен).
М. часто включал в скульптуру вещественные объекты. Формы стула, детской коляски, кресла-качалки, мольберта исполняют роль каркаса, который организует пространство вокруг фигур, расширяя их сюжетный контекст (серии «Девочка на стуле», «Художник и модель»). При этом скульптурная композиция обретает новое качество овеществлённой живописи, отделившегося от плоскости рельефа. В серии «Натюрморты на стуле» (1960–66) воспоминания о классич. иск-ве сливаются с веяниями поп-арта. М. занимался также живописью, графикой, ювелирным иск-вом, сценографией («Царь Эдип» И. Ф. Стравинского, 1964, Римская опера; «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, 1971, «Ла Фениче», Венеция). Преподавал в Академии Брера в Милане (1941–54) и в летней АХ в Зальцбурге (1954–66). Значит. часть его работ находится в Собрании Манцу (Raccolta Amici di Manzu; основано в 1964) в г. Ардеа близ Рима.