Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́ССО МЕДАРДО

М. Россо. «Се дитя». Воск, гипс. 1906. Музей собрания П. Гуггенхейм (Венеция).

РО́ССО (Rosso) Ме­дар­до (21.6.1858, Ту­рин – 31.3.1928, Ми­лан), итал. скульп­тор. Учил­ся в Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств Бре­ра в Ми­ла­не (1875–82, с пе­ре­ры­вом). В 1870-е гг. сбли­зил­ся с груп­пой мас­те­ров ска­пиль­я­ту­ры, ис­пы­тал влия­ние экс­прес­сив­но­го сти­ля скульп­то­ра Дж. Гран­ди. Соз­да­вал пре­им. ка­мер­ные про­из­ве­де­ния; в стрем­ле­нии пе­ре­дать «пер­вое впе­чат­ле­ние» бли­зок им­прес­сио­низ­му («Кон­сь­ерж», воск, 1883, Га­ле­рея совр. иск-ва, Ми­лан; «Ом­ни­бус­ное впе­чат­ле­ние», 1883–84, не сохр., и др.). В 1889–1915 ра­бо­тал в Па­ри­же. Вос­соз­да­вая ес­теств. гра­да­ции све­та и те­ни, Р. до­би­вал­ся эф­фек­тов «де­ма­те­риа­ли­за­ции» ма­те­риа­ла скульп­ту­ры, изо­бра­же­ния све­то­воз­душ­ной дым­ки, слов­но оку­ты­ваю­щей пред­ме­ты, «жи­во­пис­но­сти» фор­мы. Его мно­го­числ. порт­ре­ты (в т. ч. порт­ре­ты-ти­пы) от­ме­че­ны яр­кой, ём­кой об­раз­но­стью, точ­ной най­ден­но­стью пси­хо­ло­гич. со­стоя­ния мо­де­ли (кол­лек­цио­нер А. Ру­ар, воск, 1889, Га­ле­рея совр. иск-ва, Ми­лан; «Смею­щая­ся де­вуш­ка», брон­за, 1890, Му­зей Ро­де­на, Па­риж, и др.); дет­ские об­ра­зы у Р. на­де­ле­ны осо­бым ли­риз­мом («Ев­рей­ское ди­тя», Нац. га­ле­рея совр. иск-ва, Рим, и др.). Твор­че­ст­во Р. вы­со­ко це­нил О. Ро­ден; оно по­вли­яло на П. П. Тру­бец­ко­го, У. Боч­чо­ни, М. Ма­ри­ни, Дж. Ман­цу, Ф. Мес­си­ну и др.

Лит.: Borghi M. M. Rosso. Mil., 1950; Scolari Barr M. M. Rosso. N. Y., 1963; Marchiori G. M. Rosso. Mil., 1966; Sanna J. de. M. Rosso o la creazione dello spazio moderno. Mil., 1985.

Вернуться к началу