Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРИ́НИ МАРИНО

Авторы: В. А. Крючкова

МАРИ́НИ (Marini) Ма­ри­но (27.2.1901, Пис­тоя – 6.8.1980, Виа­ред­жо), итал. скульп­тор, жи­во­пи­сец, гра­фик. Обу­чал­ся в АХ во Фло­рен­ции (1917–24) у Г. Ки­ни и Д. Трен­та­ко­сте. В 1920-е гг. не­од­но­крат­но по­се­щал Па­риж, где по­зна­ко­мил­ся с П. Пи­кас­со, Ж. Бра­ком, Ж. Лип­ши­цем и А. Май­о­лем. В кон. 1930-х гг. мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (Гер­ма­ния, Ав­ст­рия, Ни­дер­лан­ды, Бель­гия, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция); в эти го­ды встре­чал­ся в Па­ри­же с И. Тан­ги, Дж. Де Ки­ри­ко, В. В. Кан­дин­ским. В 1929–40 пре­по­да­вал ри­су­нок в ху­дож. шко­ле Вил­лы Реа­ле в Мон­це. Как скульп­тор де­бю­ти­ро­вал в 1928 на «Вы­став­ке тос­кан­ско­го но­ве­чен­то» в Ми­ла­не; уча­ст­во­вал так­же в ве­не­ци­ан­ских би­ен­на­ле и рим­ских квад­ри­ен­на­ле. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны жил в Ло­кар­но, где был дру­жен с А. Джа­ко­мет­ти. В 1946 вер­нул­ся в Ми­лан, про­дол­жив пре­по­да­ва­ние скульп­ту­ры в Ака­де­мии Бре­ра, на­ча­тое ещё в 1940. Во вре­мя по­се­ще­ния Нью-Йор­ка в 1950 по­зна­ко­мил­ся с А. Кол­де­ром, Ж. Ар­пом, Л. Фей­нин­ге­ром и М. Бек­ман­ном.

Пла­сти­ка М. на­сы­ще­на ис­то­рич. ре­ми­нис­цен­ция­ми: мо­ти­вы, по­черп­ну­тые из иск-ва эт­ру­сков, Древ­не­го Егип­та, Кри­та и Ри­ма, ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья и Ре­нес­сан­са, те­ат­ра ма­рио­не­ток, экс­прес­сио­низ­ма и ку­биз­ма, син­те­зи­ру­ют­ся в уни­вер­саль­ных, вне­вре­мен­ных об­раз­ах («На­род», 1929, Га­ле­рея совр. иск-ва, Ми­лан; «По­мо­на», 1941, там же; «Тан­цов­щи­ца», 1949, Му­зей В. Лем­бру­ка, Дуйс­бург). Фи­гу­ры ак­ро­ба­тов и ак­тё­ров слов­но об­ра­ще­ны к зри­те­лю из да­лё­кой древ­но­сти, из ри­ту­аль­ных ис­то­ков пло­щад­но­го те­ат­ра («Ак­ро­ба­ты и жонг­лё­ры», 1953–54, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Ми­лан). Порт­рет­ным об­раз­ам М. свой­ст­вен жё­ст­кий реа­лизм рим. порт­ре­тов («Ав­то­порт­рет», 1934, Нац. га­ле­рея совр. иск-ва, Рим; К. Каррa, 1946, ча­ст­ное со­б­ра­ние; И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1951, Му­зей М. Ма­ри­ни, Фло­рен­ция; Г. Му­ра, 1962, Нац. порт­рет­ная га­ле­рея, Лон­дон). Ста­туи М., вы­пол­нен­ные в брон­зе и де­ре­ве, ча­ще все­го по­ли­хром­ны: крас­ка, по­ло­жен­ная отд. пят­на­ми, уси­ли­ва­ет впе­чат­ле­ние древ­но­сти де­рев. скульп­тур, с их не­ров­ны­ми по­верх­но­стя­ми, тре­щи­на­ми и «слу­чай­ны­ми» ско­ла­ми.

М. Марини. «Чудо». Бронза. 1959–60. Новая пинакотека (Мюнхен).

По­сто­ян­ная те­ма М. (с 1936) – всад­ник на ло­ша­ди; она раз­ра­ба­ты­ва­лась им в раз­ных вер­си­ях: в ду­хе клас­сич. кон­но­го па­мят­ни­ка («Всад­ник», 1946, Му­зей М. Ма­ри­ни, Фло­рен­ция; 1947, га­ле­рея Тейт, Лон­дон; 1947, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; этой же те­ме по­свя­щён ряд кар­тин), в не­тра­диц. экс­прес­сив­ной ма­не­ре (се­рия «Чу­до», где па­даю­щая ло­шадь и пы­таю­щий­ся под­нять­ся по её спи­не че­ло­век вы­зы­ва­ют вос­по­ми­на­ния о еван­гель­ском сю­же­те об­ра­ще­ния Сав­ла, 1955, Ху­дож. му­зей, Ба­зель) и др. Ста­туи, вы­пол­нен­ные по мо­де­лям М., ук­ра­ша­ют пло­ща­ди Рот­тер­да­ма, Брюс­се­ля, Ан­твер­пе­на; од­на из вер­сий «Чу­да» ус­та­нов­ле­на во дво­ре Му­зея совр. иск-ва в Нью-Йор­ке. Му­зеи М. от­кры­ты в Ми­ла­не, Пис­тое и Фло­рен­ции.

Лит.: Waldberg P., San Lazzaro G. di. M. Ma­rini: L’opera completa. Mil.; P.; N. Y., 1970; Pirovano C. M. Marini scultore. Mil., 1975; Ruggeri G. Io sono un etrusco: M. Marini. Bo­logna, 1978; M. Marini. Mil., 1980; Papi L. M. Marini pittore. Ivrea, 1987; M. Marini: l’ori­gine della forma. Silvana, 2003; M. Marini: Skulptur, Malerei, Zeichnung. Reckling­hau­sen; Heilbronn, 2003.

Вернуться к началу