КО́ЛДЕР АЛЕКСАНДР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ЛДЕР (Calder) Александр (22.7.1898, Филадельфия – 11.11.1976, Нью-Йорк), амер. скульптор, график. Внук скульптора Александра Милна Колдера (1846–1923), сын скульптора Александра Стирлинга Колдера (1870–1945) и художницы Нанет Ледерер Колдер (ок. 1867 – 1960). Учился в Технологич. ин-те Стивенса (1915–19) в г. Хобокен (штат Нью-Джерси), в нью-йоркской худож. школе «Арт стьюдентс лиг» (1923–26) у Дж. Лакса и Дж. Слоуна. Начинал как иллюстратор [рисунки на темы спорта, цирка; иллюстрации к книге «Рисуя животных» («Animal Sketching»), 1926].
В 1926 К. переехал в Париж, где занимался в академии «Ла Гранд-Шомьер». Сблизившись с художниками сюрреализма и конструктивизма, под влиянием иск-ва Х. Миро и П. Клее нашёл новую форму скульптуры – фигурки из проволоки, своего рода рисунки в пространстве, проникнутые весёлым юмором и наделённые подвижностью марионеток: «Цирк Колдера» (1926–32; Музей амер. иск-ва Уитни, Нью-Йорк) – миниатюрная модель арены, заполненная множеством фигурок, приводившихся в движение посредством нитей, проволок, каучуковых трубок; «Ромул и Рем» (1928; Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк) и др.
Знакомство с творчеством П. Мондриана (1930) открыло для К. заключённый в абстракционизме потенциал обобщённого моделирования структур реального мира. Отказавшись от принципиальной статичности неопластицизма, он поставил перед собой задачу создания динамич. систем, отражающих непрерывную изменчивость природы. Др. стимулом перехода к кинетическому искусству послужили впечатления, полученные в планетарии (движение небесных тел). В 1931–36 К. входил в группу «Абстракция-Творчество». В это время он начал создавать абстрактные динамич. конструкции, т. н. мобили. Ранние из них, иногда весьма близкие к композициям Мондриана, приводились в движение мотором («Универсум», 1934, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Маленькое голубое панно», 1936, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). В дальнейшем К. находит «естественный» способ динамизации формы путём расчёта её собств. конструктивного баланса, когда вся система из лёгких пластинок, прикреплённых к тонким металлич. стержням, раскачивается и вращается при малейшем дуновении воздуха. Опираясь на инж. знания, К. точно выстраивал структуры неустойчивого равновесия; «мобили» располагались на вертикальных подставках, крепились к стене на кронштейнах, но чаще подвешивались к потолку («Раздвоенная башня», 1950, Музей амер. иск-ва Уитни; «Диски в воздухе», 1967, галерея Уэддингтон, Лондон). Нередко они становились украшением интерьеров благодаря декоративным качествам, хорошо согласующимся с архитектурой функционализма; в их динамике проявилось некое театральное начало, особенно эффектное в композициях с изобразит. формами [«Посвящение Шагалу (Мобиль с летающей козой)», 1944, частное собрание, и др.].
Параллельно с работой над «мобилями» К. создавал т. н. стабили – статичные скульптуры из окрашенного металла. Ранние работы небольших размеров имели облик фантастич. животных; позднее, с поступлением заказов на украшение площадей, они приобрели характер монументальных скульптур (выс. 15 м и более) из металлич. плоскостей, словно врезающихся в пространство. «Стабили» К. органично вошли в архит. ансамбли мн. городов: «Людоед с флагами» перед зданием Музея совр. иск-ва в Нью-Йорке (1945), «Головы и хвост» перед Новой нац. галереей в Берлине (1965), «Человек» для Всемирной выставки 1967 в Монреале, «Фламинго» на пл. Федерального центра в Чикаго (1973), «Ла Дефанс» на эспланаде Дефанс в Париже (1978) и др. Занимался также сценографией (в т. ч. оформление постановок М. Грэхем, 1930-е гг.), живописью, ювелирным иск-вом (украшения с подвижными элементами), созданием картонов для шпалер.