Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИЛАРЕ́ТЕ АНТОНИО

Филарете. Иллюстрация к «Трактату об архитектуре». 1460–64.

ФИЛАРЕ́ТЕ [Filarete; соб­ст­вен­но Авер­ли­но, Аве­ру­ли­но (Averlino, Averulino)] Ан­то­нио (ок. 1400, Фло­рен­ция – ок. 1469, Рим), итал. ар­хи­тек­тор, скульп­тор и тео­ре­тик ис­кус­ст­ва. Учил­ся во Фло­рен­ции, ве­ро­ят­но, в мас­тер­ской Л. Ги­бер­ти. С 1433 в Ри­ме, где соз­дал брон­зо­вые две­ри для Свя­то­го Пет­ра со­бо­ра (ок. 1433–45). В 1451–65 на служ­бе у гер­цо­га Ф. Сфор­цы в Ми­ла­не, где ста­но­вит­ся про­вод­ни­ком идей и форм ар­хи­тек­ту­ры Ре­нес­сан­са: с 1456 ру­ко­во­дил строи­тель­ст­вом боль­нич­но­го ком­плек­са Ос­пе­да­ле-Мад­жо­ре (по ре­гу­ляр­но­му, стро­го сим­мет­рич­но­му пла­ну, с при­ме­не­ни­ем ор­дер­но­го де­ко­ра, до­ст­раи­вал­ся без уча­стия Ф.), уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве зам­ка Кас­тел­ло-Сфор­це­ско, а так­же со­бо­ров в Ми­ла­не и Бер­га­мо. Ав­тор ру­ко­пис­но­го «Трак­та­та об ар­хи­тек­ту­ре» (1460–64), снаб­жён­но­го мн. ил­лю­ст­ра­ция­ми и по­стро­ен­но­го в фор­ме диа­ло­га ме­ж­ду мо­ло­дым гер­цо­гом и ар­хи­тек­то­ром. В трак­та­те за­тро­нут ши­ро­кий круг тем (про­ис­хо­ж­де­ние ар­хи­тек­ту­ры, прак­ти­ка про­ек­ти­ро­ва­ния), при­во­дят­ся све­де­ния по гео­мет­рии, пер­спек­ти­ве, оп­ти­ке, ме­ха­ни­ке, ре­кон­ст­рук­ции ан­тич­ных зда­ний и др., од­на­ко центр. ме­сто в нём за­ни­ма­ет опи­са­ние «иде­аль­но­го го­ро­да» («Сфор­цин­ды»), в ко­то­ром сфор­му­ли­ро­ва­ны прин­ци­пы ре­нес­санс­но­го гра­до­строи­тель­ст­ва.

Соч.: Трак­тат об ар­хи­тек­ту­ре. М., 1999.

Лит.: Hubert H. W. Filarete – Der Architekt als Tugendfreund // Die Virtus des Künstlers in der italienischen Renaissance. Münster, 2006.

Вернуться к началу