ПО́РТА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́РТА (Porta) Джакомо делла (1523, Порлецца –3.9.1602, Рим), итал. архитектор. Карьеру начал в качестве скульптора, обучался архитектуре, вероятно, у Г. Гвидетти. Определяющим фактором в формировании стиля П. стало влияние Микеланджело. В 1564 назначен гл. архитектором Рима, руководил работами на Капитолийском холме (под его началом были выполнены фасад Палаццо Консерваторов, внутр. планировка Палаццо Сенаторов и частично его фасад, лестничный марш, ведущий на площадь). П. осуществлял возведение обелиска у ц. Санта-Мария-Маджоре (1587), надзор за дорогами и акведуками, проектирование фонтанов на Пьяцца Навона (с 1574), Пьяцца Колонна (с 1575), Пьяцца дель-Пантеон (с 1575) и Пьяцца Сан-Марко (пл. Св. Марка; с 1588).
Творчество П. ознаменовало переход от архитектуры маньеризма к принципам барокко; в частности, П. разработал концепцию церковного фасада, унаследованную архитектурой 17 в., наиболее ярко воплотившуюся в фасаде ц. Иль-Джезу в Риме (1571–73; церковь построена по проекту Дж. да Виньолы; см. иллюстрации к ст. Иезуиты) с его концентрацией пластич. масс в центре, выделенном двойным фронтоном и подчёркнутыми боковыми вертикальными осями. Построил также церкви Сант-Атаназио-деи-Гречи (1580–83), Сан-Луиджи-деи-Франчези (1581–86), Санта-Мария-деи-Монти (1588), фасад ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини. После смерти Виньолы П. занял пост гл. архитектора Палаццо Фарнезе (1574–89, завершил крыло, выходящее в сад, и возвёл задний фасад, выходящий к Тибру) и Святого Петра собора (с 1574, в т. ч. внёс изменения в проект купола Микеланджело, придав ему более вытянутую овоидную форму) в Риме. Участвовал в реконструкции раннехристианских церквей Санта-Мария-Маджоре, Санта-Мария-ин-Арачели, Сан-Джованни-ин-Латерано (все – в Риме). Начал строительство Ун-та «Сапиенца» (с 1577) и Виллы Альдобрандини во Фраскати (с 1601, завершена К. Мадерной), строил также палаццо в Риме: Фани (ныне Печчи-Блант), Крешенци, Маффеи.