Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЬЕ́ТРО ДА КОРТО́НА

Пьетро да Кортона. «Триумф Божественного провидения». Роспись плафона в Палаццо Барберини в Риме. 1633–39.

ПЬЕ́ТРО ДА КОРТО́НА (Pietro da Cor­to­na; наст. фам. Бер­рет­ти­ни, Berrettini) [1.11.1596, Кор­то­на (?) – 16.5.1669, Рим], итал. жи­во­пи­сец и ар­хи­тек­тор. Учил­ся у сво­его от­ца, рез­чи­ка по кам­ню Джо­ван­ни Бер­рет­ти­ни (1561–1621), жи­во­пис­цев Б. Бо­нет­ти, А. Ком­мо­ди, Б. Чи­ар­пи. Позд­нее ис­пы­тал влия­ние мас­те­ров бо­лон­ской шко­лы. Один из круп­ней­ших ху­дож­ни­ков-мо­ну­мен­та­ли­стов рим. барок­ко. Его рос­пи­сям, ока­зав­шим ог­ром­ное влия­ние на мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ратив­ное иск-во 17 в., при­су­щи ил­лю­зио­низм пер­спек­тив­ных по­строе­ний и све­то­воз­душ­ная на­сы­щен­ность ко­ло­ри­та, свя­зан­но­го с тра­ди­ция­ми ве­не­ци­ан­ской шко­лы (рос­пи­си ц. Сан­та-Би­биа­на в Ри­ме, 1624–26; пла­фо­ны Па­лац­цо Бар­бе­ри­ни в Ри­ме, 1633–39; Па­лац­цо Пит­ти во Фло­рен­ции, 1640–47). По­строй­ки П. да К. в Ри­ме от­ли­ча­ют­ся те­ат­ра­ли­зо­ван­ной ди­на­ми­кой; час­то в них ис­поль­зу­ют­ся не­ожи­дан­ные эф­фек­ты ес­те­ст­вен­но­го ос­ве­ще­ния [пе­ре­строй­ка ц. Сан­ти-Лу­ка-э-Мар­ти­на (с 1634), фа­са­ды церк­вей Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Па­че (1656–1657), пе­ред ко­то­рой П. да К. соз­дал 5-гран­ную пло­щадь, и Сан­та-Ма­рия-ин-Виа-Ла­та (1658–60)].

Лит.: Merz J. M. Pietro da Cortona and Roman Baroque architecture. New Haven; L., 2008.

Вернуться к началу