ПЕРУ́ЦЦИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРУ́ЦЦИ (Peruzzi) Бальдассаре [15.1.1481, Анкайано (ныне Совичилле), близ Сиены – 6.1.1536, Рим], итал. архитектор и живописец. Учился в Сиене, как архитектор сформировался в русле традиции Ф. ди Джорджо Мартини, от которого воспринял интерес к регулярному плану и античной архитектуре (принадлежавшая семейству Киджи Вилла Ле-Вольте близ Сиены, 1500–05). Стиль ранней живописи П. отмечен влиянием Пинтуриккьо (в 1504 один из авторов росписей Б-ки Пикколомини в Сиене и в Сиенском соборе). С 1503 работал в Риме при дворе папы Пия III, участвовал в росписях сводов Ватиканских станц в мастерской Рафаэля, в 1504–06 самостоятельно расписывал апсиду ц. Сант-Онофрио. В Риме становится одним из видных представителей Высокого Возрождения. В 1506–17 принимал участие в возведении и декорировании Виллы Киджи (ныне Вилла Фарнезина). Относительная простота её наружного облика (Г-образный план, открытая лоджия, обращённая в сторону реки и сада) контрастирует с великолепием интерьерных росписей, выполненных Рафаэлем и его мастерской. Кисти самого П. принадлежат росписи потолка в зале Галатеи, фриз (гризайль) в зале дель-Фреджо, а также парадного Салона (т. н. Зал перспективных видов), стены которого «раскрыты» иллюзионистич. ведутами Древнего Рима и пейзажами, открывающимися за живописными портиками и лоджиями. П. стремился воссоздать иллюзионизм античной живописи. Его др. живописные работы отмечены влиянием Рафаэля: фреска «Введение Богоматери во храм» и архитектурно-живописный декор капеллы Понцетти (1516–17, по образцу капеллы Киджи в ц. Санта-Мария-дель-Пополо, созданной Рафаэлем), обе – в ц. Санта-Мария-делла-Паче.
Архит. произведения рим. периода П. отмечены влиянием Д. Браманте: фасад ц. Санта-Мария-ин-Кастелло (1515); собор в Карпи, близ Модены (1515–1522); проект ц. Сан-Никола-ди-Бари в Карпи (1518–22). После смерти Рафаэля возглавил строительство ц. Сант-Элиджо-дельи-Орефичи, а также занял должность коадьютора (помощника) гл. архитектора собора Св. Петра в Риме, руководил работами, придерживаясь в осн. центрич. плана Браманте. В 1522–1523 работал в Болонье, где создал проекты фасада готич. собора Сан-Петронио (не осуществлён) и декора капеллы Гилизарди в ц. Сан-Доменико (осуществлён в 1530–35).
Серьёзно пострадав во время разграбления Рима в 1527, П. вернулся в Сиену, где занял должность гл. архитектора Республики, занимаясь преим. возведением и реконструкцией гор. оборонит. сооружений, а также частных загородных вилл. Завершил свою карьеру в Риме, снова работая на строительстве собора Св. Петра. Его последнее произведение – Палаццо Массимо-алле-Колонне (начало строительства – 1532) – демонстрирует смену стилистич. парадигмы и раннеманьеристич. черты: изогнутый фасад, повторяющий кривизну улицы, в котором контрастируют друг с другом ордерный портик нижнего яруса и безордерная верхняя часть, продольно-осевой план с атриумом наподобие древнеримского, свободное обращение с ордерными элементами и др. Оформляя спектакли и феерии, П. оказал значит. влияние на развитие перспективной декорации; также внёс весомый вклад в развитие архит. рисунка: ему принадлежит св. 500 листов, включая наброски, планы, аксонометрич. проекции, геометрич. и перспективные штудии, зарисовки и реконструкции произведений античности и др., которые широко использовал С. Серлио.