РОССЕЛЛИ́НО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОССЕЛЛИ́НО (Rossellino; наст. фам. Гамберелли, Gamberelli), семья итал. скульпторов и архитекторов Раннего Возрождения. Глава семьи – каменщик Маттео, все сыновья которого были специалистами по работе с мрамором: Доменико (ок. 1402–05 – ?), Джованни (1412 или 1413 – ?), Томмазо (между 1415 и 1422 – ?). Заметный вклад в развитие иск-ва Возрождения внесли Бернардо и Антонио.
Бернардо (1409, Сеттиньяно – 1464, Флоренция), возглавлял скульптурную мастерскую, где создавались мраморные порталы, надгробия (Леонардо Бруни, ок. 1446–48, ц. Санта-Кроче, Флоренция), в которых христианская иконография нередко объединялась с античными архит. и скульптурными формулами; табернакли (из ц. Сант-Эджидио, 1449–1450) и т. п. В ней сотрудничали его братья и, возможно, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле и др. флорентийские скульпторы. Как архитектор сформировался под влиянием Л. Б. Альберти (по его проекту осуществлял строительство Палаццо Ручеллаи, 1446 – ок. 1453), принимал участие в архит. работах в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (1435), Воспитательном доме (1457; все – во Флоренции). В 1451–53 в Риме занимал должность придворного инженера, участвовал в разработке плана реконструкции Рима, начатого по инициативе папы Николая V. Автор проекта реконструкции Пиенцы.
Антонио (1427 или 1428, Сеттиньяно – 1479, Флоренция), один из крупнейших мастеров мраморной пластики во Флоренции в сер. 15 в. Автор монументальных произведений, гл. из которых – надгробия кардинала Португальского (1461–66, является частью архитектурно-скульптурно-живописного ансамбля одноим. капеллы в ц. Сан-Миньято-аль-Монте, Флоренция), Марии Арагонской в капелле Пикколомини в ц. Монте-Оливетто в Неаполе (при участии Б. да Майано) и Ф. Нори (ок. 1478, ц. Санта-Кроче, Флоренция); статуи св. Себастьяна (ок. 1460, Музей Колледжаты, Эмполи) и Иоанна Крестителя (1477, Нац. музей Барджелло, Флоренция); рельефы кафедры собора в Прато (1473). Один из первых мастеров портретного бюста (Дж. Келлини, 1456, Музей Виктории и Альберта, Лондон; М. Пальмиери, 1468, Нац. музей Барджелло и др.). Большой популярностью пользовались рельефы-картины («Мадонна Альтман», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Рождество», 1470-e гг., Нац. музей Барджелло), с которых делались реплики в более дешёвых материалах.