Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОССЕЛЛИ́НО

РОССЕЛЛИ́НО (Rossellino; наст. фам. Гам­бе­рел­ли, Gamberelli), се­мья итал. скульп­то­ров и ар­хи­тек­то­ров Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. Гла­ва се­мьи – ка­мен­щик Мат­тео, все сы­но­вья ко­то­ро­го бы­ли спе­циа­ли­ста­ми по ра­бо­те с мра­мо­ром: До­ме­ни­ко (ок. 1402–05 – ?), Джо­ван­ни (1412 или 1413 – ?), Том­ма­зо (ме­ж­ду 1415 и 1422 – ?). За­мет­ный вклад в раз­ви­тие иск-ва Воз­ро­ж­де­ния вне­сли Бер­нар­до и Ан­то­нио.

Бер­нар­до (1409, Сет­тинь­я­но – 1464, Фло­рен­ция), воз­глав­лял скульп­тур­ную мас­тер­скую, где соз­да­ва­лись мра­мор­ные пор­та­лы, над­гро­бия (Ле­о­нар­до Бру­ни, ок. 1446–48, ц. Сан­та-Кро­че, Фло­рен­ция), в ко­то­рых хри­сти­ан­ская ико­но­гра­фия не­ред­ко объ­е­ди­ня­лась с ан­тич­ны­ми ар­хит. и скульп­тур­ны­ми фор­му­ла­ми; та­бер­нак­ли (из ц. Сант-Эд­жи­дио, 1449–1450) и т. п. В ней со­труд­ни­ча­ли его бра­тья и, воз­мож­но, Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но, Ми­но да Фье­зо­ле и др. фло­рен­тий­ские скульп­то­ры. Как ар­хи­тек­тор сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем Л. Б. Аль­бер­ти (по его про­ек­ту осу­ще­ст­в­лял строи­тель­ст­во Па­лац­цо Ру­чел­лаи, 1446 – ок. 1453), при­ни­мал уча­стие в ар­хит. ра­бо­тах в со­бо­ре Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре (1435), Вос­пи­та­тель­ном до­ме (1457; все – во Фло­рен­ции). В 1451–53 в Ри­ме за­ни­мал долж­ность при­двор­но­го ин­же­не­ра, уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке пла­на ре­кон­ст­рук­ции Ри­ма, на­ча­то­го по ини­циа­ти­ве па­пы Ни­ко­лая V. Ав­тор про­ек­та ре­кон­ст­рук­ции Пи­ен­цы.

А. Росселлино. Надгробие кардинала Португальского в капелле кардинала Португальского в церкви Сан-Миньято-аль-Монте во Флоренции. 1461–66.

Ан­то­нио (1427 или 1428, Сет­тинь­я­но – 1479, Фло­рен­ция), один из круп­ней­ших мас­те­ров мра­мор­ной пла­сти­ки во Фло­рен­ции в сер. 15 в. Ав­тор мо­ну­мен­таль­ных про­из­ве­де­ний, гл. из ко­то­рых – над­гро­бия кар­ди­на­ла Пор­ту­галь­ско­го (1461–66, яв­ля­ет­ся ча­стью ар­хи­тек­тур­но-скульп­тур­но-жи­во­писного ан­самб­ля од­но­им. ка­пел­лы в ц. Сан-Минь­я­то-аль-Мон­те, Фло­рен­ция), Ма­рии Ара­гон­ской в ка­пел­ле Пик­ко­ло­ми­ни в ц. Мон­те-Оли­вет­то в Не­апо­ле (при уча­стии Б. да Май­а­но) и Ф. Но­ри (ок. 1478, ц. Сан­та-Кро­че, Фло­рен­ция); ста­туи св. Се­ба­сть­я­на (ок. 1460, Му­зей Кол­лед­жа­ты, Эм­по­ли) и Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (1477, Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция); рель­е­фы ка­фед­ры со­бо­ра в Пра­то (1473). Один из пер­вых мас­те­ров порт­рет­но­го бюс­та (Дж. Кел­ли­ни, 1456, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон; М. Паль­мие­ри, 1468, Нац. му­зей Бард­жел­ло и др.). Боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись рель­е­фы-кар­ти­ны («Ма­дон­на Альт­ман», Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; «Ро­ж­де­ст­во», 1470-e гг., Нац. му­зей Бард­жел­ло), с ко­то­рых де­ла­лись ре­п­ли­ки в бо­лее де­шё­вых ма­те­риа­лах.

Лит.: Planiscig L. B. und A. Rossellino. W., 1942; Schulz A. M. The sculpture of B. Ros­sellino and his workshop. Princeton, 1977.

Вернуться к началу