Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЙА́НО

МАЙА́НО (da Maiano), итал. ар­хи­тек­то­ры и скульп­то­ры, бра­тья.

Джу­лиа­но (1432, Май­а­но, близ Фло­рен­ции – 17.10.1490, Не­аполь) до 1473 ра­бо­тал пре­им. как рез­чик по де­ре­ву. Воз­глав­лял се­мей­ную мас­тер­скую, ко­то­рая про­из­во­ди­ла ук­ра­шен­ные ин­тар­сия­ми ал­тар­ные ра­мы, цер­ков­ные ска­мьи [для фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре (1471) и пи­зан­ско­го со­бо­ра (1477)], ка­фед­ры (в ц. Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва во Фло­рен­ции, 1465; в со­бо­ре Сан-Джи­минь­я­но), шка­фы и две­ри для сак­ри­стий, так­же кас­со­не, рез­ные кро­ва­ти и др. Круп­ней­ши­ми про­из­ве­де­ния­ми мас­тер­ской М. бы­ли по­то­лок, две­ри и мра­мор­ные об­рам­ле­ния две­рей в За­ле ли­лий Па­лац­цо Век­кьо во Фло­рен­ции (1476–81); па­не­ли сту­дио­ло гер­цог­ско­го двор­ца в Губ­био (по ри­сун­кам Фран­че­ско ди Джорд­жо Мар­ти­ни, 1479–1482, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), кас­се­ти­ро­ван­ный по­то­лок ц. Сант-Эд­жи­дио в Не­апо­ле (1489–90).

Джулиано да Майано. Собор в Фаэнце. 1474–86.

Пер­вые ар­хит. ра­бо­ты Джу­лиа­но – про­ект рас­ши­ре­ния со­бо­ра в Сан-Джи­минь­я­но (1466) и строи­тель­ст­во при нём ка­пел­лы Сан­та-Фи­на (1468) в под­ра­жа­ние ка­пел­ле кар­ди­на­ла Пор­ту­галь­ско­го в ц. Сан-Минь­я­то-аль-Мон­те. Во Фло­рен­ции он уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве Па­лац­цо Пац­ци-Куа­ра­те­зи (1458–69), Па­лац­цо Строц­ци­но (по про­ек­ту Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­лом­мео, 1460-е гг.); в Сие­не по­стро­ил Па­лац­цо Спан­нок­ки (1473–75), варь­и­руя в них те­му фло­рен­тий­ско­го ре­нес­санс­но­го двор­ца с под­чёрк­ну­тым рус­том по­этаж­ным чле­не­ни­ем. В 1477–88 гл. ар­хи­тек­тор со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре. В 1476–87 ра­бо­тал над ук­ре­п­ле­ния­ми и, воз­мож­но, пе­ре­кры­тия­ми ба­зи­ли­ки Св. Де­вы Ма­рии в Ло­ре­то. Воз­вёл со­бор в Фа­эн­це (1474–86), в ко­то­ром сде­лал по­пыт­ку мо­ну­мен­та­ли­зи­ро­вать ре­ше­ния Ф. Бру­нел­ле­ски, пред­вос­хи­щая ар­хи­тек­ту­ру Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния. В 1485–90 ра­бо­тал в Не­апо­ле при дво­ре гер­цо­га Аль­фон­со; спро­ек­ти­ро­вал Пор­та-Ка­пуа­на в Не­апо­ле и не­со­хра­нив­шие­ся вил­лы Ла-Ду­ке­ска и Под­жо-Реа­ле (1487–1489), по­слу­жив­шие об­раз­ца­ми сти­ля Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния в Юж. Ита­лии.

Бенедетто да Майано. Портретный бюст Филиппо Строцци. 1475. Лувр (Париж).

Бе­не­дет­то (1442, Май­а­но – 24.5.1497, Фло­рен­ция) на­чи­нал в ка­че­ст­ве рез­чи­ка по де­ре­ву в мас­тер­ской Джу­ли­а­но, вы­пол­нял ра­мы для зер­кал, сун­ду­ки, рас­пя­тия и т. п.; воз­мож­но, за­кан­чи­вал де­рев. ста­тую Ма­рии Ма­гда­ли­ны ра­бо­ты Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но. В 1491 соз­дал де­рев. мо­дель Па­лац­цо Строц­ци во Фло­рен­ции, что по­зво­ля­ет его счи­тать ав­то­ром од­но­го из луч­ших ре­нес­санс­ных двор­цов в го­ро­де (воз­ве­дён С. Кро­на­кой). При­дер­жи­ва­ясь тра­ди­ций фло­рен­тий­ской скульп­ту­ры кват­ро­чен­то, Бе­не­дет­то до­бил­ся вы­со­ко­го тех­нич. мас­тер­ст­ва в ра­бо­те с мра­мо­ром (ис­пы­тал влия­ние А. Рос­сел­ли­но). Ав­тор над­гро­бий, ук­ра­шен­ных ста­туя­ми и по­ве­ст­во­ват. рель­е­фа­ми (Сан-Са­ви­но в со­бо­ре Фа­эн­цы, 1468–71; в ка­пел­ле Сан­та-Фи­на в со­бо­ре г. Сан-Джи­минь­я­но, 1472–77; Сан­то-Бар­то­ло в ц. Сант-Аго­сти­но, там же, 1492–94; Фи­лип­по Строц­ци в ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла во Фло­рен­ции, 1491–1497); ка­фед­ры со сце­на­ми из жи­тия св. Фран­ци­ска во фло­рен­тий­ской ц. Сан­та-Кро­че (1485), вы­пол­нен­но­го в тех­ни­ке жи­во­пис­но­го рель­е­фа ал­тар­но­го об­раза «Бла­го­ве­ще­ние» (1489–91) в ц. Сан­та-Ан­на-деи-Лом­бар­ди в Не­апо­ле. Ка­мер­ные про­из­ве­де­ния Бе­не­дет­то от­ли­ча­ют­ся боль­шей тон­ко­стью и чув­ст­вом фор­мы: мра­мор­ные порт­рет­ные бюс­ты П. Мел­ли­ни (1474, Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция), Ф. Строц­ци (1475, Лувр, Па­риж), св. Ио­ан­на (рас­кра­шен­ная тер­ра­ко­та, ок. 1480, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон).

В мас­тер­ской М. ра­бо­тал их брат Джо­ван­ни (1439–10.8.1478); скульп­то­ром был и сын Бе­не­дет­то – Джо­ван­ни да Май­а­но Млад­ший (1486–1542 или 1487–1543).

Лит.: Cèndali L. G. e B. da Maiano. San Cas­ciano-Pesa, 1926; Marchini G. G. da Maiano. Firenze, 1959; La bottega di G. e B. da Maiano nel Rinascimento fiorentino. (Cat.). Firenze, 1994; Giuliano e la bottega dei da Maiano. Firenze, 1994; Quinterio F. G. da Maiano: ...grandissimo domestico... Roma, 1996.

Вернуться к началу