МАЙА́НО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЙА́НО (da Maiano), итал. архитекторы и скульпторы, братья.
Джулиано (1432, Майано, близ Флоренции – 17.10.1490, Неаполь) до 1473 работал преим. как резчик по дереву. Возглавлял семейную мастерскую, которая производила украшенные интарсиями алтарные рамы, церковные скамьи [для флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1471) и пизанского собора (1477)], кафедры (в ц. Санта-Мария-Нуова во Флоренции, 1465; в соборе Сан-Джиминьяно), шкафы и двери для сакристий, также кассоне, резные кровати и др. Крупнейшими произведениями мастерской М. были потолок, двери и мраморные обрамления дверей в Зале лилий Палаццо Веккьо во Флоренции (1476–81); панели студиоло герцогского дворца в Губбио (по рисункам Франческо ди Джорджо Мартини, 1479–1482, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), кассетированный потолок ц. Сант-Эджидио в Неаполе (1489–90).
Первые архит. работы Джулиано – проект расширения собора в Сан-Джиминьяно (1466) и строительство при нём капеллы Санта-Фина (1468) в подражание капелле кардинала Португальского в ц. Сан-Миньято-аль-Монте. Во Флоренции он участвовал в строительстве Палаццо Пацци-Куаратези (1458–69), Палаццо Строццино (по проекту Микелоццо ди Бартоломмео, 1460-е гг.); в Сиене построил Палаццо Спаннокки (1473–75), варьируя в них тему флорентийского ренессансного дворца с подчёркнутым рустом поэтажным членением. В 1477–88 гл. архитектор собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В 1476–87 работал над укреплениями и, возможно, перекрытиями базилики Св. Девы Марии в Лорето. Возвёл собор в Фаэнце (1474–86), в котором сделал попытку монументализировать решения Ф. Брунеллески, предвосхищая архитектуру Высокого Возрождения. В 1485–90 работал в Неаполе при дворе герцога Альфонсо; спроектировал Порта-Капуана в Неаполе и несохранившиеся виллы Ла-Дукеска и Поджо-Реале (1487–1489), послужившие образцами стиля Раннего Возрождения в Юж. Италии.
Бенедетто (1442, Майано – 24.5.1497, Флоренция) начинал в качестве резчика по дереву в мастерской Джулиано, выполнял рамы для зеркал, сундуки, распятия и т. п.; возможно, заканчивал дерев. статую Марии Магдалины работы Дезидерио да Сеттиньяно. В 1491 создал дерев. модель Палаццо Строцци во Флоренции, что позволяет его считать автором одного из лучших ренессансных дворцов в городе (возведён С. Кронакой). Придерживаясь традиций флорентийской скульптуры кватроченто, Бенедетто добился высокого технич. мастерства в работе с мрамором (испытал влияние А. Росселлино). Автор надгробий, украшенных статуями и повествоват. рельефами (Сан-Савино в соборе Фаэнцы, 1468–71; в капелле Санта-Фина в соборе г. Сан-Джиминьяно, 1472–77; Санто-Бартоло в ц. Сант-Агостино, там же, 1492–94; Филиппо Строцци в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции, 1491–1497); кафедры со сценами из жития св. Франциска во флорентийской ц. Санта-Кроче (1485), выполненного в технике живописного рельефа алтарного образа «Благовещение» (1489–91) в ц. Санта-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе. Камерные произведения Бенедетто отличаются большей тонкостью и чувством формы: мраморные портретные бюсты П. Меллини (1474, Нац. музей Барджелло, Флоренция), Ф. Строцци (1475, Лувр, Париж), св. Иоанна (раскрашенная терракота, ок. 1480, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон).
В мастерской М. работал их брат Джованни (1439–10.8.1478); скульптором был и сын Бенедетто – Джованни да Майано Младший (1486–1542 или 1487–1543).