МИКЕЛО́ЦЦО ДИ БАРТОЛОММЕ́О
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИКЕЛО́ЦЦО ДИ БАРТОЛОММЕ́О (Michelozzo di Bartolommeo, Bartolomeo) (1396, Флоренция – 7.10.1472, там же), итал. архитектор и скульптор. Вероятно, обучался в ювелирной мастерской, т. к. имел превосходные навыки обращения с бронзой: в 1410 работал гравировщиком на флорентийском монетном дворе. С 1421 в мастерской Л. Гиберти; в качестве специалиста по литью, а затем и скульптора участвовал в работе над статуей св. Матфея, сев. и вост. (в 1425–1439) вратами флорентийского баптистерия. В 1424–25 заключил партнёрское соглашение с Донателло, в рамках которого занимался как ведением дел, так и работой над скульптурой в бронзе и мраморе. В их совместной мастерской были созданы надгробия антипапы Иоанна XXIII (1424–28, баптистерий собора, Флоренция), кардинала Райнальдо Бранкаччи (1426–28, ц. Сант-Анджело-а-Нило, Неаполь), Бартоломео Арагацци (1427–1438, фрагменты в соборе Монтепульчано и Музее Виктории и Альберта, Лондон), наружная кафедра собора в Прато (1433–38).
В 1430 М. ди Б. совм. с Ф. Брунеллески и Донателло разрабатывал проект дамб для затопления осаждённой Лукки. В 1432 работал в качестве воен. инженера в Монтепульчано. Сблизившись с семейством Медичи, сопровождал Аверардо Медичи в путешествии на север Италии и Козимо Старшего в его ссылке в Венецию (1433–34), где спроектировал б-ку для мон. Сан-Джорджо-Маджоре (не сохр.). По возвращении во Флоренцию (в 1435) стал гл. зодчим семейства Медичи, оттеснив в этом качестве Ф. Брунеллески. По заказу Козимо в 1444 спроектировал Палаццо Медичи (ныне Палаццо Медичи – Риккарди), придав ренессансные черты традиц. ср.-век. флорентийскому дворцу (геометрически правильный замкнутый объём; венчающий всё здание ордерный карниз; внутр. двор, окружённый ордерной галереей, по образцу Оспедале-дельи-Инноченти Брунеллески; см. илл. к ст. Архитектура). М. ди Б., которому приписывается целый ряд медичейских вилл, построенных под патронажем Козимо (вилла в Треббио, до 1427; в Кафаджоло, 1420-е гг.; в Кареджи, 1440-е гг.; во Фьезоле, ок. 1466), интегрировал в них элементы гор. дворца (внутр. дворы, лоджии, ордерные элементы) и наметил пути трансформации ср.-век. замкнутого и укреплённого жилища в ренессансную виллу. Перестраивая строения монастырей [в Боско-аи-Фрати близ Муджелло (1420-е гг.), во Флоренции – Сан-Марко (начало строительства ок. 1436), Сантиссима-Аннунциата и Санта-Кроче (оба 1440-е гг.)], использовал достижения совр. архитектуры.
В 1444–54 руководил перестройкой хора ц. Сан-Лоренцо по проекту Брунеллески, а также трибуны ц. Сантиссима-Аннунциата (возможно, по проекту Л. Б. Альберти). С 1446 после смерти Брунеллески возглавлял строительство купола и фонаря собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Характерные черты флорентийского Палаццо Веккьо М. ди Б. воспроизвёл в Палаццо Комунале в Монтепульчано (1440), придав им упорядоченность и симметрию, которых было лишено ср.-век. здание. По его проектам (1451 и 1455) возведены госпитали Чеппо в Пистое и Сан-Паоло во Флоренции. Ок. 1460 отправляется в Рагузу (совр. Дубровник) для руководства укреплением гор. стен, откуда совершил путешествия на острова Хиос и Крит. Наряду с Брунеллески и Альберти М. ди Б. является одним из основоположников ренессансной архитектуры. Благодаря ему ренессансные принципы начали утверждаться в разл. областях гражд. зодчества.