ПАЛА́ЦЦО ВЕ́ККЬО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛА́ЦЦО ВЕ́ККЬО (Palazzo Vecchio, букв. – Старый дворец), памятник архитектуры и истории во Флоренции, музей. Основан как Палаццо деи-Приори (здание для заседания приоров, т. е. глав гор. цехов, и Гонфалоньере делла Джустиция – верховного органа гор. самоуправления). Осн. объём здания возведён в 1299–1302 (предположительно арх. Арнольфо ди Камбио). Асимметрия плана и фасадов объясняется длительным процессом строительства, которое продвигалось вперёд по мере приобретения дополнит. земельных участков и продолжалось на протяжении всего 14 в. В этот период сформировался наружный облик здания: рустованные стены, прорезанные готич. окнами, горизонтальные карнизы, разделяющие фасады на ярусы, венчающие зубчатые галереи с машикулями. В 15 в. получил назв. Палаццо делла-Синьория (место заседания Синьории – органа гор. самоуправления); арх. Микелоццо ди Бартоломмео отреставрировал колокольню, перестроил внутр. двор, создав в нём ренессансную арочно-ордерную галерею, изменил внешний вид окон и интерьеров. От эпохи Раннего Возрождения в интерьерах сохранились дерев. резной потолок Джулиано и Бенедетто да Майано (1476–81) и интарсии Франчоне (1475–80) в Сала-делл’Удиенца, росписи Д. Гирландайо в Сала-дель-Оролоджо (Сала-деи-Джильи, 1482–84). После изгнания Медичи арх. Кронака (С. дель Поллайоло) построил в интерьерах дворца Зал Большого Совета (1495); для росписей его интерьеров были приглашены Леонардо да Винчи и Микеланджело (создавшие картоны «Битва при Ангиари» и «Битва при Кашине»). В 1540–50 дворец служил резиденцией герцога Козимо I Медичи и его семьи. В этот период были созданы росписи Ф. Сальвиати (1542–45) в стиле маньеризма, ансамбль капеллы Элеоноры Толедской (худ. А. Бронзино). После переезда герцогской семьи в Палаццо Питти дворец получил своё нынешнее название, в нём разместилась т. н. Гуардароба Медичеа (управление, ведавшее предметами домашней обстановки семьи Великого герцога, включая произведения иск-ва). В 1555–72 Дж. Вазари провёл ряд преобразований в П. В. Он декорировал внутр. двор (стукко и фрески), построил лестницу, ведущую из двора в «Салон 500», в который был превращён Зал Большого Совета. В этом зале с помощью обширной мастерской Вазари создал росписи по разработанной им самим сложной иконографич. программе, красноречиво воспевавшей процветание Флоренции под властью семейства Медичи. Он спроектировал Студиоло герцога Франческо I (1570), гл. украшением которого является тематически развешенная коллекция картин. С 1871 П. В. – флорентийский муниципалитет, с 1909 музей. Во дворце экспонируются произведения ренессансной пластики: статуи «Юдифь и Олоферн» Донателло, «Путто с дельфином» А. дель Верроккьо, в «Салоне 500» экспонируются статуи флорентийских скульпторов 16 в. (Микеланджело, Б. Бандинелли, Джамболоньи и др.). На верхнем этаже размещается коллекция ср.-век. и ренессансных произведений, подаренная Ч. Лозером. Под фундаментами П. В. обнаружены археологич. остатки др.-рим. театра античной Флорентии (кон. 1 – нач. 2 вв.). В результате тщательных исследований в нач. 2010-х гг. в Зале Большого Совета под фреской Вазари предположительно обнаружены следы фрески «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи.