Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛА́ЦЦО ВЕ́ККЬО

Палаццо Веккьо во Флоренции. 1299–1302. Архитектор Арнольфо ди Камбио (?). Достраивалось в 14–16 вв.

ПАЛА́ЦЦО ВЕ́ККЬО (Palazzo Vecchio, букв. – Ста­рый дво­рец), па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры и ис­то­рии во Фло­рен­ции, му­зей. Ос­но­ван как Па­лац­цо деи-При­ори (зда­ние для за­се­да­ния при­оров, т. е. глав гор. це­хов, и Гон­фа­лонь­е­ре делла Джу­сти­ция – вер­хов­но­го ор­га­на гор. са­мо­управ­ле­ния). Осн. объ­ём зда­ния воз­ве­дён в 1299–1302 (пред­по­ло­жи­тель­но арх. Ар­ноль­фо ди Кам­био). Асим­мет­рия пла­на и фа­са­дов объ­яс­ня­ет­ся дли­тель­ным про­цес­сом строи­тель­ст­ва, ко­то­рое про­дви­га­лось впе­рёд по ме­ре при­об­ре­те­ния до­пол­нит. зе­мель­ных уча­ст­ков и про­дол­жа­лось на про­тя­же­нии все­го 14 в. В этот пе­ри­од сфор­ми­ро­вал­ся на­руж­ный об­лик зда­ния: рус­то­ван­ные сте­ны, про­ре­зан­ные го­тич. ок­на­ми, го­ри­зон­таль­ные кар­ни­зы, раз­де­ляю­щие фа­са­ды на яру­сы, вен­чаю­щие зуб­ча­тые га­ле­реи с ма­ши­ку­ля­ми. В 15 в. по­лу­чил назв. Па­лац­цо дел­ла-Синь­о­рия (ме­сто за­се­да­ния Синь­о­рии – ор­га­на гор. са­мо­управ­ле­ния); арх. Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­лом­мео от­рес­тав­ри­ро­вал ко­ло­коль­ню, пе­ре­стро­ил внутр. двор, соз­дав в нём ре­нес­санс­ную ароч­но-ор­дер­ную га­ле­рею, из­ме­нил внеш­ний вид окон и ин­терь­е­ров. От эпо­хи Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния в ин­терь­е­рах со­хра­ни­лись де­рев. рез­ной по­то­лок Джу­лиа­но и Бе­не­дет­то да Май­а­но (1476–81) и ин­тар­сии Фран­чо­не (1475–80) в Са­ла-делл’Удиенца, рос­пи­си Д. Гир­лан­дайо в Са­ла-дель-Оролод­жо (Са­ла-деи-Джи­льи, 1482–84). По­сле из­гна­ния Ме­ди­чи арх. Кро­на­ка (С. дель Пол­лай­о­ло) по­стро­ил в ин­терь­е­рах двор­ца Зал Боль­шо­го Со­ве­та (1495); для рос­пи­сей его ин­терь­е­ров бы­ли при­гла­ше­ны Ле­о­нар­до да Вин­чи и Ми­ке­ланд­же­ло (соз­дав­шие кар­то­ны «Бит­ва при Ан­гиа­ри» и «Бит­ва при Ка­ши­не»). В 1540–50 дво­рец слу­жил ре­зи­ден­ци­ей гер­цо­га Ко­зи­мо I Ме­ди­чи и его се­мьи. В этот пе­ри­од бы­ли соз­да­ны рос­пи­си Ф. Саль­виа­ти (1542–45) в сти­ле мань­е­риз­ма, ан­самбль ка­пел­лы Эле­о­но­ры То­лед­ской (худ. А. Брон­зи­но). По­сле пе­ре­ез­да гер­цог­ской се­мьи в Па­лац­цо Пит­ти дво­рец по­лу­чил своё ны­неш­нее на­зва­ние, в нём раз­мес­ти­лась т. н. Гу­ар­да­ро­ба Ме­ди­чеа (управ­ле­ние, ве­дав­шее пред­ме­та­ми до­маш­ней об­ста­нов­ки се­мьи Ве­ли­ко­го гер­цо­га, вклю­чая про­из­ве­де­ния иск-ва). В 1555–72 Дж. Ва­за­ри про­вёл ряд пре­об­ра­зо­ва­ний в П. В. Он де­ко­ри­ро­вал внутр. двор (стук­ко и фре­ски), по­стро­ил ле­ст­ни­цу, ве­ду­щую из дво­ра в «Са­лон 500», в ко­то­рый был пре­вра­щён Зал Боль­шого Со­ве­та. В этом за­ле с по­мо­щью обшир­ной мас­тер­ской Ва­за­ри соз­дал рос­пи­си по раз­ра­бо­тан­ной им са­мим слож­ной ико­но­гра­фич. про­грам­ме, крас­но­ре­чи­во вос­пе­вав­шей про­цве­та­ние Фло­рен­ции под вла­стью се­мей­ст­ва Ме­ди­чи. Он спро­ек­ти­ро­вал Сту­дио­ло гер­цо­га Фран­че­ско I (1570), гл. ук­ра­ше­ни­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся те­ма­ти­че­ски раз­ве­шен­ная кол­лек­ция кар­тин. С 1871 П. В. – фло­рен­тий­ский му­ни­ци­па­ли­тет, с 1909 му­зей. Во двор­це экс­по­ни­ру­ют­ся про­из­ве­де­ния ре­нес­санс­ной пла­сти­ки: ста­туи «Юдифь и Оло­ферн» До­на­тел­ло, «Пут­то с дель­фи­ном» А. дель Вер­рок­кьо, в «Са­ло­не 500» экс­по­ни­ру­ют­ся ста­туи фло­рен­тий­ских скульп­то­ров 16 в. (Ми­ке­ланд­же­ло, Б. Бан­ди­нел­ли, Джам­бо­ло­ньи и др.). На верх­нем эта­же раз­ме­ща­ет­ся кол­лек­ция ср.-век. и ре­нес­санс­ных про­из­ве­де­ний, по­да­рен­ная Ч. Ло­зе­ром. Под фун­да­мен­та­ми П. В. об­на­ру­же­ны ар­хео­ло­гич. ос­тат­ки др.-рим. те­ат­ра ан­тич­ной Фло­рен­тии (кон. 1 – нач. 2 вв.). В ре­зуль­та­те тща­тель­ных ис­сле­до­ва­ний в нач. 2010-х гг. в За­ле Боль­шо­го Со­ве­та под фре­ской Ва­за­ри пред­по­ло­жи­тель­но об­на­ру­же­ны следы фре­ски «Бит­ва при Ан­гиа­ри» Ле­о­нар­до да Вин­чи.

Лит.: Muccini U. Pittura, scultura e architet­tura nel Palazzo Vecchio di Firenze. Firenze, 1997; Palazzo Vecchio: officina di opere e di ingegni / A cura di C. Francini. Firenze, 2006.

Вернуться к началу