МЕ́ДИЧИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 507-510

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Ф. Кудрявцев, О. А. Назарова

МЕ́ДИЧИ (Medici), знат­ный итал. род, пра­вив­ший во Фло­рен­ции в 1434–1743 (с пе­ре­ры­ва­ми в 1494–1512, 1527–30). По пре­да­нию, М. пе­ре­се­ли­лись во Фло­рен­цию из тос­кан­ско­го го­род­ка Муд­жел­ло. Пер­вое упо­ми­на­ние о М. во фло­рен­тий­ских до­ку­мен­тах от­но­сит­ся к 1221. Раз­бо­га­те­ли тор­гов­лей и рос­тов­щи­че­ст­вом. Ак­тив­ную роль в по­ли­тич. жиз­ни Фло­рен­ции иг­ра­ли со 2-й пол. 14 в., опи­ра­лись на под­держ­ку нар. ни­зов [Саль­ве­ст­ро М. (ок. 1331 – 1388) имел от­но­ше­ние к вос­ста­нию чом­пи, 1378]. Ос­но­ва­те­лем ди­на­стии М. счи­та­ет­ся Джо­ван­ни ди Бич­чи (1360–1429), ко­то­рый, став фи­нан­си­стом Рим. дво­ра, зна­чи­тель­но ук­ре­пил эко­но­мич. мо­гу­ще­ст­во и влия­ние сво­ей се­мьи. Он суб­си­ди­ро­вал строи­тель­ст­во Ос­пе­да­ле-де­льи-Ин­но­чен­ти и ц. Сан-Ло­рен­цо, по­ло­жив на­ча­ло ши­ро­кой ме­це­нат­ской дея­тель­но­сти Ме­ди­чи.

Козимо Медичи Старый (Старший). Портрет работы Я. Понтормо. 1519. Галерея Уффици (Флоренция).

Сын Джо­ван­ни ди Бич­чи – Ко­зи­мо, про­зван­ный Ста­рым (Стар­шим; Cosimo il Vecchio, 1389–1464), одер­жал по­бе­ду в борь­бе за власть с оли­гар­хич. груп­пи­ров­кой Аль­биц­ци – Уц­ца­но и в 1434, по­сле го­дич­но­го из­гна­ния в Ве­не­цию, с три­ум­фом воз­вра­тил­ся во Фло­рен­цию. С это­го вре­ме­ни и до кон­ца сво­их дней он яв­лял­ся фак­тич. пра­ви­те­лем го­су­дар­ст­ва, не при­ни­мая ни­ка­ко­го ти­ту­ла и не ме­няя рес­пуб­ли­кан­ских форм гос. уст­рой­ст­ва. Со­хра­не­ние его вла­сти обес­пе­чи­вал жё­ст­кий кон­троль над вы­бо­ра­ми, не до­пус­кав­ший пре­об­ла­да­ния в гос. ин­сти­ту­тах его по­ли­тич. про­тив­ни­ков. Ха­рак­тер­ной чер­той прав­ле­ния Ко­зи­мо Ста­ро­го и на­сле­до­вав­ших ему М. яв­ля­лось по­кро­ви­тель­ст­во гу­ма­ни­стам и лю­дям иск-ва. Он со­би­рал ху­дож. про­из­ве­де­ния и кни­ги. Ока­зы­вал под­держ­ку из­вест­ным гу­ма­ни­стам Н. Ник­ко­ли, Л. Бру­ни, П. Брач­чо­ли­ни, Л. Б. Аль­бер­ти, К. Лан­ди­но, обес­пе­чи­вал за­ка­зы ху­дож­ни­ку Фи­лип­по Лип­пи, ар­хи­тек­то­ру Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео, по­мо­гал скульп­то­рам До­на­тел­ло, Л. Ги­бер­ти, Л. дел­ла Роб­биа (см. Роб­биа). По­ощ­рял М. Фи­чи­но к ис­сле­до­ва­нию древ­ней­шей бо­го­слов­ско-фи­лос. мыс­ли, спо­соб­ст­во­вал скла­ды­ва­нию во­круг не­го гу­ма­ни­стич. круж­ка, по­лу­чив­ше­го ши­ро­кую из­вест­ность под назв. «Пла­то­нов­ская Ака­де­мия». По­смерт­но удо­сто­ен от со­гра­ж­дан поч. ти­ту­ла «отец оте­че­ст­ва».

Козимо I Медичи. Портрет работы А. Бронзино. До 1545. Галерея Уффици (Флоренция).

С име­нем вну­ка Ко­зи­мо Ста­ро­го – Ло­рен­цо, про­зван­но­го Ве­ли­ко­леп­ным (1449–92, пра­вил с 1469; см. Ло­рен­цо Ме­ди­чи), свя­зан пе­ри­од наи­выс­ше­го рас­цве­та ре­нес­санс­ной куль­ту­ры Фло­рен­ции. Сын и пре­ем­ник Л. Ме­ди­чи – Пье­ро (1472–1503, пра­вил с 1492; в 1494 из­гнан на­ро­дом, не­до­воль­ным уси­ле­ни­ем фи­нан­со­во­го гнё­та). Власть М. во Фло­рен­ции бы­ла окон­чатель­но вос­ста­нов­ле­на в 1530. В 1532 имп. Карл V по­жа­ло­вал гер­цог­ский ти­тул вну­ку Пье­ро – Алес­сан­д­ро (1510–1537). По­сле убий­ст­ва по­след­не­го в 1537 во гла­ве го­су­дар­ст­ва встал гер­цог Ко­зи­мо I (1519–74), пред­ста­ви­тель др. ли­нии М., ве­ду­щей своё про­ис­хо­ж­де­ние от Ло­рен­цо (1394–1440), млад­ше­го бра­та Ко­зи­мо Ста­ро­го. В 1569 Ко­зи­мо I по­лу­чил от па­пы ти­тул ве­ли­ко­го гер­цо­га Тос­кан­ско­го. Про­во­дил мер­кан­ти­ли­ст­скую по­ли­ти­ку, по­кро­ви­тель­ст­во­вал тор­гов­ле, раз­ви­тию ма­ну­фак­тур и с. х-ву. По­сред­ст­вом фис­каль­ных мер со­брал зна­чит. сред­ст­ва на строи­тель­ст­во фло­та и ве­де­ние за­вое­ват. вой­ны. В ре­зуль­та­те во­ен. кам­па­нии 1554–55 при­сое­ди­нил к сво­им вла­де­ни­ям Сие­ну. По­кро­ви­тель­ст­во­вал нау­кам и иск-ву. Под­держ­кой Ко­зи­мо I поль­зо­ва­лись Фло­рен­тий­ская ака­де­мия, ун-т в Пи­зе, ху­дож­ни­ки, зод­чие, гу­ма­ни­сты (Дж. Ва­за­ри, А. Брон­зи­но, Б. Вар­ки и др.). По­ли­ти­ку Ко­зи­мо I про­дол­жи­ли его сы­но­вья Фран­че­ско I (1574–87), по­ощ­ряв­ший за­ня­тия ес­теств. нау­ка­ми и ос­но­вав­ший Кру­ска ака­де­мию дел­ла, и Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I; 1587–1609), с име­нем ко­то­рого свя­за­но уч­ре­ж­де­ние му­зея Уф­фи­ци, строи­тель­ст­во пор­та в Ли­вор­но и про­ве­де­ние боль­ших ме­лио­рац. ра­бот в Тос­ка­не.

В 17 в. воз­глав­ляе­мое М. го­су­дар­ст­во на­ча­ло при­хо­дить в упа­док (не­смот­ря на это, М. по-преж­не­му под­дер­жи­ва­ли лю­дей нау­ки и иск-ва, в ча­ст­но­сти Г. Га­ли­лея). По­след­ний пред­ста­ви­тель пра­вя­щей ди­на­стии по муж­ской ли­нии – Джан Гас­то­не (1723–37) был без­де­тен, со смер­тью его се­ст­ры Ан­ны Ма­рии Луи­зы в 1743 вла­де­тель­ная ли­ния до­ма М. пре­сек­лась.

Два пред­ста­ви­те­ля ро­да фло­рен­тий­ских М. из­би­ра­лись па­па­ми: сын Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го – Джо­ван­ни, под име­нем Льва X, и пле­мян­ник Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го – Джу­лио, под име­нем Кли­мен­та VII. К ро­ду М. при­над­ле­жа­ли так­же франц. ко­ро­ле­вы Ека­те­ри­на Ме­ди­чи и Ма­рия Ме­ди­чи.

Главные представители дома Медичи:

Джо­ван­ни ди Бич­чи (1360–1429); Ко­зи­мо Ста­рый (Стар­ший; 1389–1464), сын пре­ды­ду­ще­го, пра­вил с 1434; Пье­ро По­даг­рик (1416–69), сын пре­ды­ду­ще­го, пра­вил с 1464; Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­ный (1449–92), сын пре­ды­ду­ще­го, пра­вил с 1469; Пье­ро (1472–1503), сын пре­ды­ду­ще­го, пра­вил с 1492, в 1494 из­гнан на­ро­дом; Джо­ван­ни (1475–1521), брат Пье­ро, с 1513 па­па Рим­ский (Лев Х); Джу­лиа­но (1479–1516), брат Джо­ван­ни, пра­вил в 1512–1513; Ло­рен­цо (1492–1519), сын Пье­ро, пра­вил с 1513; Ека­те­ри­на (1519–1589), дочь Ло­рен­цо, ста­ла в 1547 франц. ко­ро­ле­вой (бу­ду­чи же­ной Ген­ри­ха II); Джу­лио (1478–1534), пле­мян­ник Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го, с 1523 па­па Рим­ский (Кли­мент VII); Ип­по­ли­то (1511–1535), сын Джу­лиа­но, пра­вил с 1524, из­гнан из го­ро­да в 1527; Алес­сан­д­ро (1510–37), пра­вил с 1530.

Главные представители боковой линии

Ко­зи­мо I (1519–74), гер­цог Фло­рен­ции с 1537, ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1569; его сы­но­вья Фран­че­ско I (1541–87), ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1574, и Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I) (1549–1609), ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1587; Ко­зи­мо II (1590–1621), сын Фер­нан­до I, ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1609; Джан ­Га­сто­не (1723–37), пра­внук Ко­зи­мо II. К бо­ко­вой ли­нии М. при­над­ле­жа­ла ко­ро­ле­ва Фран­ции (же­на Ген­ри­ха IV) Ма­рия (1575–1642), вну­ч­ка Ко­зи­мо I.

Семья Медичи и художественная культура Италии

Пред­ста­ви­те­ли ди­настии М. ока­зы­ва­ли силь­ное влия­ние на раз­ви­тие иск-ва и куль­ту­ры Ита­лии на про­тя­же­нии ок. 3 сто­ле­тий; ме­ди­чейский па­тро­наж по­зво­ля­ет про­сле­дить эво­лю­цию форм ме­це­нат­ст­ва в Ев­ро­пе 15–17 вв.

Пер­вые пред­ста­ви­те­ли се­мей­ст­ва М. в 1-й пол. 15 в. дей­ст­во­ва­ли в рам­ках позд­нес­ред­не­ве­ко­вых тра­ди­ций. Дви­жи­мые бла­го­чес­ти­ем и гражд. дол­гом, они фи­нан­си­ро­ва­ли об­ществ. ра­бо­ты по ук­ра­ше­нию важ­ных для ком­му­ны па­мят­ни­ков, а так­же церк­вей и мо­на­сты­рей, про­яв­ляя при этом ис­клю­чи­тель­ный ин­ди­ви­ду­аль­ный вкус в вы­бо­ре ху­дож­ни­ков и про­ек­тов. Джо­ван­ни ди Бич­чи вхо­дил в жю­ри зна­ме­ни­то­го кон­кур­са 1401 на соз­да­ние брон­зо­вых врат фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия, фи­нан­си­ро­вал строи­тель­ст­во Вос­пи­та­тель­но­го до­ма (арх. Ф. Бру­нел­ле­ски), в ц. Сан-Ло­рен­цо ос­но­вал се­мей­ную по­гре­баль­ную ка­пел­лу (Ста­рая сак­ри­стия, арх. Бру­нел­ле­ски, скульп­тур­ный де­кор До­на­тел­ло), сле­дил за воз­ве­де­ни­ем над­гро­бия Баль­дас­са­ре Кос­сы (ан­ти­па­пы Ио­ан­на XXIII) во фло­рен­тий­ском бап­ти­сте­рии (ав­то­ры – До­на­тел­ло и Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео). Для его сы­на Ко­зи­мо Ста­ро­го (Стар­ше­го) по­доб­ная дея­тель­ность бы­ла од­ним из спо­со­бов ис­ку­пить грех рос­тов­щи­че­ст­ва, во мно­гом спо­соб­ст­во­вав­ший про­цве­та­нию ди­на­стии Ме­ди­чи. Ко­зи­мо при­дал ме­це­нат­ст­ву но­вый, по­ис­ти­не ре­нес­санс­ный мас­штаб. Он тра­тил ог­ром­ные сум­мы на боль­шие ар­хит. на­чи­на­ния, сре­ди них: во Фло­рен­ции – пе­ре­строй­ка мон. Сан-Мар­ко (для ко­то­ро­го так­же со­брал цен­ную биб­лио­те­ку), Па­лац­цо Ме­ди­чи, скульп­тур­ный де­кор Ста­рой сак­ри­стии в ц. Сан-Ло­рен­цо, вил­ла в Ка­ред­жи, мон. Ба­дия во Фье­зо­ле. Гума­ни­сти­че­ски об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, Ко­зи­мо хо­ро­шо раз­би­рал­ся в ар­хи­тек­ту­ре и иск-ве, ин­те­ре­со­вал­ся ан­тич­но­стью и об­ра­щал­ся к луч­шим фло­рен­тий­ским ху­дож­ни­кам сво­его вре­ме­ни: Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео, До­на­тел­ло, П. Уч­чел­ло, Фи­лип­по Лип­пи, А. дель Кас­та­ньо, Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но.

Сы­но­вья Ко­зи­мо Ста­ро­го – Джо­ван­ни и Пье­ро, не имея средств для фи­нанси­ро­ва­ния круп­ных ар­хит. про­ек­тов, про­яв­ля­ли ин­те­рес к соб­ст­вен­но кол­лек­цио­ни­ро­ва­нию, ос­но­ван­но­му на ин­ди­ви­ду­аль­ных при­стра­сти­ях (их порт­рет­ные бюс­ты в ан­тич­ных оде­ж­дах бы­ли вы­пол­не­ны Ми­но да Фье­зо­ле в 1450-х гг.). Джо­ван­ни со­би­рал мо­не­ты, ста­туи и ма­ну­ск­рип­ты, по­стро­ен­ная по его за­ка­зу Вил­ла Ме­ди­чи во Фье­зо­ле со­от­вет­ст­ву­ет опи­са­ни­ям древ­ней тос­кан­ской вил­лы у Пли­ния Млад­ше­го. Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но бы­ли за­ка­за­ны 12 рель­е­фов с изо­бра­же­ния­ми це­за­рей для ук­ра­ше­ния Па­лац­цо Ме­ди­чи. Че­рез от­де­ле­ние ме­ди­чей­ско­го бан­ка в Брюг­ге Джо­ван­ни за­ка­зы­вал ни­дерл. жи­во­пись и шпа­ле­ры. Пье­ро под влия­ни­ем дво­ров Сев. Ита­лии (в пер­вую оче­редь д’Эсте в Фер­раре) про­яв­лял вкус к бо­га­то де­ко­ри­ро­ван­ным и по­ли­хром­ным по­верх­но­стям, ин­те­ре­со­вал­ся ге­раль­ди­кой. В его сту­дио­ло (не сохр.) пол и свод бы­ли по­кры­ты май­о­ли­кой, на сво­де рас­по­ла­га­лись так­же 12 май­о­ли­ко­вых ме­даль­о­нов с изо­бра­же­ния­ми «Тру­дов Ме­ся­цев» (ра­бо­ты Л. дел­ла Роб­биа). Он кол­лек­цио­ни­ро­вал ан­тич­ные гем­мы, так­же ма­ну­ск­рип­ты, шпа­ле­ры, пред­ме­ты ме­бе­ли и об­ста­нов­ки, де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва, се­реб­ро, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния, тур­нир­ные дос­пе­хи и пр. Рос­пи­си Б. Гоц­цо­ли (1459–62) в ка­пел­ле Ме­ди­чи во фло­рен­тий­ском двор­це как нель­зя луч­ше со­от­вет­ст­во­ва­ли его ху­дож. при­стра­сти­ям. В по­след­ней тре­ти 15 в. от­но­ше­ния па­тро­нов и ху­дож­ни­ков ста­но­вят­ся бо­лее лич­ны­ми, бо­лее тес­ны­ми и не­по­сред­ст­вен­ны­ми. При­мер раз­но­сто­рон­не­го и даль­но­вид­но­го ме­це­на­та яв­ля­ет со­бой Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­ный. Пред­ста­ви­тель млад­шей вет­ви се­мей­ст­ва Лорен­цо ди Пьер­фран­че­ско по­кро­ви­тель­ст­во­вал А. По­ли­циа­но и С. Бот­ти­чел­ли, ко­то­ро­му за­ка­зал кар­ти­ны на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты («Пал­ла­да и кен­тавр», «Вес­на» и др.), ра­бо­ты на вил­лах в Треб­био и Кафад­жо­ло, ил­лю­ст­ра­ции к из­да­нию «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те. Он по­со­ве­то­вал мо­ло­до­му Ми­ке­ланд­же­ло вы­дать соз­дан­ную им ста­тую «Спя­щий ку­пи­дон» за ан­тичное про­из­ве­де­ние; c его ре­ко­мен­да­тель­ным пись­мом Ми­ке­ланд­же­ло уе­хал в Рим (1496). Он же ос­но­вал ке­ра­мич. про­из-во, ко­то­рое позд­нее бы­ло пе­ре­не­се­но в Ка­фад­жо­ло.

Надгробие Лоренцо Медичи, герцога Урбинского, в Новой сакристии (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1524–34. Скульптор Микеланджело.

Вы­шед­шие из ро­да М. па­пы Лев Х и Кли­мент VII вне­сли не­ма­лый вклад в раз­ви­тие сти­ля Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния в Ри­ме и его ут­вер­жде­ние во Фло­рен­ции. Но­вый ста­тус по­зво­лил им об­ра­тить­ся к мас­штаб­ным пуб­лич­ным про­ек­там, в т. ч. к ар­хи­тек­тур­ным и гра­до­строи­тель­ным. Лев Х по­кро­ви­тель­ст­во­вал ли­те­ра­то­рам П. Бем­бо, Ф. Гвич­чар­ди­ни, Б. Кас­тиль­о­не, Я. Сан­над­за­ро, М. Дж. Ви­да. Про­дол­жил на­ча­тое па­пой Юли­ем II ук­ра­ше­ние Ва­ти­ка­на: фи­нан­си­ро­вал ра­бо­ты Ра­фа­эля и его мас­тер­ской (рос­пи­си Ва­ти­кан­ских станц и лод­жий, кар­то­ны для шпа­лер Сик­стин­ской ка­пел­лы, порт­ре­ты); в 1515 соз­дал долж­ность хра­ни­те­ля рим. древ­но­стей (Romanarum Antiquitatum Praes) для на­блю­де­ния за рас­коп­ка­ми и со­хра­не­ния ан­тич­ных древ­но­стей, на ко­то­рую был на­зна­чен Ра­фа­эль. Оба па­пы ини­ции­ро­ва­ли гра­до­стро­ит. пре­об­ра­зо­ва­ния в Ри­ме: рас­ши­ре­ние улиц, строи­тель­ст­во но­вых церк­вей и двор­цов, при них был сфор­ми­ро­ван зна­ме­ни­тый «тре­зу­бец» улиц Кор­со, Ри­пет­та и Ба­буи­но, схо­дящих­ся на пл. Пьяц­ца-дель-По­по­ло, про­дол­жи­лось строи­тель­ст­во Свя­то­го Пет­ра со­бо­ра. Кли­мент VII вы­сту­пил за­каз­чи­ком фре­ски «Страш­ный суд» Ми­ке­ланд­же­ло (в Сик­стин­ской ка­пел­ле), рим. Вил­лы Ма­да­ма Ра­фа­элю, мно­го­числ. ста­туй Б. Бан­ди­нел­ли. Во Фло­рен­ции па­пы уде­ля­ли вни­ма­ние объ­ек­там, тра­ди­ци­он­но на­хо­див­шим­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом М.: по за­ка­зу Льва Х Ми­ке­ланд­же­ло на­чал в 1519 воз­ве­де­ние усы­паль­ни­цы М. (ка­пел­ла Ме­ди­чи) в Но­вой сак­ри­стии ц. Сан-Ло­рен­цо и соз­дал про­ект фа­са­да этой церк­ви (не осу­ще­ст­в­лён); для не­го бы­ла пе­ре­строе­на вил­ла в Под­жо-а-Кай­а­но, в ин­терь­е­рах ко­то­рой поя­ви­лись рос­пи­си А. дель Сар­то, Я. Пон­тор­мо, Фран­ча­бид­жо. При Кли­мен­те VII бы­ло на­ча­то строи­тель­ст­во б-ки Лау­рен­циа­на.

При дво­ре Ко­зи­мо I, ве­ли­ко­го гер­цо­га Тос­кан­ско­го, иск-во и ар­хи­тек­ту­ра ста­ли эф­фек­тив­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми реа­ли­за­ции ди­на­стич. ам­би­ций. Что­бы под­черк­нуть пре­ем­ст­вен­ность со свои­ми пред­ками 15 в., Ко­зи­мо I от­рес­тав­ри­ро­вал дво­рец М. (см. Па­лац­цо Ме­ди­чи–Рик­кар­ди), под­дер­жи­вал б-ку Лау­рен­циа­на, за­ка­зал Дж. Ва­за­ри порт­рет Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го. В пе­ре­стро­ен­ном Бан­ди­нел­ли Па­лац­цо дел­ла-Синь­о­рия (Па­лац­цо Век­кьо), на не­ко­то­рое вре­мя став­шем ре­зи­ден­ци­ей ве­ли­ко­го гер­цо­га, Ва­за­ри и Ф. Саль­виа­ти соз­да­ли фре­ски, про­слав­ляю­щие род М., и в ча­ст­но­сти са­мо­го Ко­зи­мо I. На 2-м эта­же по­стро­ен­но­го по его за­ка­зу зда­ния Уф­фи­ци Ко­зи­мо раз­мес­тил ху­дож. кол­лек­ции М., за­ло­жив тем са­мым ос­но­вы бу­ду­ще­го му­зея. Для ук­ра­ше­ния Фло­рен­ции, ко­то­рая долж­на от­ра­жать его собств. ве­ли­чие, Ко­зи­мо I за­ка­зал це­лый ряд скульп­тур­ных про­из­ве­де­ний: «Фон­тан Неп­ту­на» Б. Ам­ма­на­ти, «Пер­сей с го­ло­вой Ме­ду­зы» Б. Чел­ли­ни и др. Ко­зи­мо I счи­тал­ся гла­вой и по­кро­ви­те­лем Ака­де­мии дель-Ди­зе­ньо, вхо­див­шие в неё ху­дож­ни­ки ра­бо­та­ли по за­ка­зам гер­цо­га. При­двор­ные ху­дож­ни­ки Дж. Ва­за­ри, А. Брон­зи­но, Б. Чел­ли­ни, Пьер­фран­че­ско (Пье­ри­но) да Вин­чи соз­да­ва­ли па­рад­ные порт­ре­ты; осо­бы­ми при­ви­ле­гия­ми поль­зо­вал­ся Я. Пон­тор­мо. В сту­дио­ло в Па­лац­цо Век­кьо (Скрит­тойо-ди-Кал­лио­пе, не сохр.) Ко­зи­мо I раз­мес­тил при­ват­ную кол­лек­цию брон­зо­вых и мра­мор­ных ста­ту­эток, ред­ко­стей, до­ку­мен­тов, ме­да­лей и ми­ниа­тюр. Суп­ру­га Ко­зи­мо Эле­о­но­ра То­лед­ская при­об­ре­ла быв. Па­лац­цо Пит­ти, ко­то­рое бы­ло пе­ре­строе­но в сти­ле мань­е­риз­ма Б. Ам­ма­нат­ти и ста­ло ре­зи­ден­ци­ей гер­цог­ской се­мьи, ря­дом с ней бы­ли раз­би­ты са­ды Бо­бо­ли (арх. и скульп­тор Н. Три­бо­ло). «Ко­ри­дор Ва­за­ри», про­хо­дя­щий над мос­том Пон­те-Век­кьо, со­еди­нил га­ле­рею Уф­фи­ци с до­мо­вой ц. Сан­та-Фе­ли­чи­та и Па­лац­цо Пит­ти. Ве­ли­кие гер­цо­ги вы­сту­па­ли не толь­ко за­каз­чи­ками про­из­ве­де­ний иск-ва, они стре­ми­лись цен­тра­ли­зо­вать и раз­ви­вать ху­дож. жизнь в го­ро­де: при Ко­зи­мо I Фло­рен­ция ста­ла круп­ным цен­тром соз­да­ния гемм и ме­да­лей, он ос­но­вал шпа­лер­ное про­из-во (Arazzeria Medicea). Под его эги­дой про­во­ди­лись рас­коп­ки эт­рус­ских древ­но­стей.

Памятник великому герцогу Тосканскому Фернандо I (Фердинанду I) Медичи на площади Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Бронза. 1601–08. Скульптор Джамболонья (при участии П. Такки).

Фран­че­ско I ув­ле­кал­ся нау­ка­ми, ес­те­ст­во­ис­пы­та­ни­ем, от­да­вал пред­поч­те­ния де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным ис­кус­ст­вам, мно­гие из ко­то­рых прак­ти­ко­вал лич­но. Его ча­ст­ные апар­та­мен­ты в Па­лац­цо Век­кьо вклю­ча­ли в се­бя в т. ч. со­кро­вищ­ни­цу и сту­дио­ло, ук­ра­шен­ное в со­от­вет­ст­вии с про­грам­мой В. Бор­ги­ни (по­свя­щён­ной гос­под­ству че­ло­ве­ка над при­ро­дой бла­го­да­ря нау­кам и ис­кус­ст­вам) фре­ска­ми, кар­ти­на­ми, мо­заи­ка­ми и ста­ту­эт­ка­ми. Для сво­ей вто­рой же­ны Бьян­ки Ка­пел­ло по­стро­ил вил­лу в Пра­то­ли­но (арх. Б. Бу­он­та­лен­ти) с са­дом, пол­ным тер­рас, гро­тов, фон­та­нов, ста­туй и ме­ха­нич. за­тей. Пе­ре­вёл гор. мас­тер­ские де­ко­ра­тив­но-при­клад­ных ис­кусств в Ка­си­но-деи-Ме­ди­чи, по­стро­ен­ное Бу­он­та­лен­ти на пл. Сан-Мар­ко, уде­ляя осо­бое вни­ма­ние мо­заи­кам и ин­кру­ста­ци­ям из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней (фло­рен­тий­ская мо­заи­ка), для ра­бо­ты с ко­то­ры­ми при­гла­шал мас­те­ров из Ми­ла­на. На ос­но­ве ор­га­ни­зо­ван­ных ими мас­тер­ских брат Фран­че­ско I – Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I) ос­но­вал в 1588 Опи­фич­чо ди Пьет­ре Ду­ре (цен­тра­ли­зо­ван­ное про­из-во по ху­дож. об­ра­бот­ке по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней). Фер­нан­до в свою быт­ность кар­ди­на­лом в Ри­ме кол­лек­цио­ни­ро­вал ан­ти­ки, при­об­рёл вил­лу на хол­ме Мон­те-Пин­чо (ны­не Вил­ла Ме­ди­чи), фа­сад ко­то­рой ук­ра­сил ан­тич­ны­ми фраг­мен­та­ми в стук­ко­вых об­рам­ле­ни­ях; на вил­ле рас­по­ла­га­лась вы­даю­щая­ся кол­лек­ция ан­тич­ной пла­сти­ки (в т. ч. «Ве­не­ра Ме­ди­чи», «Бор­цы», «Нио­би­ды» и «Спи­на­рио»). Став ве­ли­ким гер­цо­гом Тос­кан­ским, пре­вра­тил кон­ный мо­ну­мент в са­мый рас­про­стра­нён­ный тип гор. па­мят­ни­ка, ус­та­но­вив свои ста­туи (скульп­тор Джам­бо­ло­нья и его мас­тер­ская) во Фло­рен­ции и за­ви­си­мых от неё го­ро­дах Пи­за, Ли­вор­но и Арец­цо, ста­тую Ко­зи­мо I – во Фло­рен­ции. На­чал возведение мав­зо­лея Ве­ли­ких гер­цо­гов (пристроен к ц. Сан-Лоренцо) – ка­пел­лы деи-Прин­чи­пи (1604, арх. М. Ни­гет­ти по про­ек­ту До­на Джо­ван­ни Ме­дичи), бо­га­то ук­ра­шен­ной внут­ри об­ли­цов­кой из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней. При дво­ре его сы­на Ко­зи­мо II ра­бо­тал Ж. Кал­ло. Пред­ста­ви­те­ли се­мей­ст­ва М. в 17 в. по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли те­ат­ру, по тра­ди­ции ока­зы­ва­ли под­держ­ку фло­рен­тий­ским ху­дож­ни­кам, кол­лек­цио­ни­ро­ва­ли совр. жи­во­пись, как итал., так и се­ве­ро­ев­ро­пей­скую. При фло­рен­тий­ском дво­ре ра­бо­та­ли А. Мань­я­ско, С. Ро­за и др. ху­дож­ни­ки. Тра­ди­ции се­мьи М. (ме­це­нат­ст­во, кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние) про­дол­жи­ла Ека­те­ри­на Ме­ди­чи, бу­ду­чи ко­ро­ле­вой Фран­ции.

Лит.: Meltzing O. Das Bankhaus der Medici und seine Vorläufer. Jena, 1906; Lives of the early Medici as told in their correspondence / Ed. J. Ross. L., 1910; Anzilotti A. La consti­tu­zione interna dello stato fiorentino sotto Co­si­mo I. Firenze, 1910; Young G. P. The Medici. N. Y., 1933; Gutkind C. Cosimo de’ Medici, il Vecchio. Firenze, 1949; Roover R. de. The rise and decline of Medici bank 1397–1494. Camb. (Mass.), 1963; Rubinstein N. The government of Florence under the Medici (1434 to 1494). 2nd ed. Oxf., 1997; Куд­ряв­цев О. Ф. Ме­це­нат­ст­во как по­ли­ти­ка и как при­зва­ние: Ко­зи­мо Ме­ди­чи и фло­рен­тий­ская Пла­то­нов­ская ака­де­мия // Куль­ту­ра Воз­ро­ж­де­ния и власть. М., 1999; он же. Фло­рен­тий­ская Пла­то­нов­ская ака­де­мия: очерк ис­то­рии ду­хов­ной жиз­ни ре­нес­санс­ной Ита­лии. М., 2008; Kent D. Cosimo de’ Medici and the Florentine Renaissance. New Haven, 2000.

Лит.: Cox-Rearick J. Dynasty and destiny in Medici art: Pontormo, Leo X and the two Cosimos. Princeton, 1984; Fremantle R. God and money: Florence and the Medici in the Renaissance. Firenze, 1992; Magnificenza alla corte dei Medici: arte a Firenze alla fine del Cin­quecento. (Cat.). Mil., 1997; Treasures of Flo­rence: the Medici collection, 1400–1700. (Cat.). N. Y., 1997; Да­жи­на В. Д. «На­вя­зан­ная па­мять»: ми­фо­ло­ги­за­ция вла­сти Ме­ди­чи в ху­до­же­ст­вен­ной по­ли­ти­ке гер­цо­га Ко­зи­мо I Ме­ди­чи // Во­про­сы ис­кус­ст­во­зна­ния. М., 1997. Вып. 2; она же. Фло­рен­тин­ская Ака­де­мия ри­сун­ка: ис­то­рия, тео­рия, ху­до­же­ст­вен­ная прак­ти­ка: от мань­е­риз­ма к ака­де­миз­му // Ис­кус­ст­во­зна­ние. М., 1998. Вып. 1; она же. Порт­рет­ная ико­но­гра­фия Ме­ди­чи: от рес­пуб­ли­ки к мо­нар­хии // Куль­ту­ра Воз­ро­ж­де­ния и власть. М., 1999; она же. Те­ат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния при дво­ре Ве­ли­ких гер­цо­гов Тос­кан­ских // Италь­ян­ский сбор­ник. М., 1999. Вып. 1; она же. Фло­рен­ция вре­ме­ни прав­ления Ве­ли­ких гер­цо­гов Тос­кан­ских: ис­кус­ст­во и по­ли­ти­ка // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во. Ви­зан­тия. Русь. За­пад­ная Ев­ро­па: ис­кус­ст­во и куль­ту­ра. СПб., 2002; With and without the Medici: studies in Tuscan art and patro­nage, 1434–1530 / Ed. E. Marchand, A. Wright. Aldershot, 1998; Splendore dei Medici: Firenze e l’Europa. (Cat.). Firenze, 1999; Win­speare M. I Medici: L’epoca aurea del collezionismo. Firenze, 2001; Barocchi P., Gaeta Bertelа̀ G. Collezionismo mediceo e storia artistica. Firenze, 2002–2011–. Vol. 1–6–; Го­ло­вин В. П. Мир ху­дож­ни­ка ран­не­го италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 2003; Vitiello M. La committenza me­dicea nel Rinascimento. Roma, 2004; Fulton C. B. An earthly paradise: the Medici, their collection and the foundations of modern art. Florence, 2006; Camerani S. Bibliografia me­dicea. Fi­renze, 1964.

Вернуться к началу