МЕ́ДИЧИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́ДИЧИ (Medici), знатный итал. род, правивший во Флоренции в 1434–1743 (с перерывами в 1494–1512, 1527–30). По преданию, М. переселились во Флоренцию из тосканского городка Муджелло. Первое упоминание о М. во флорентийских документах относится к 1221. Разбогатели торговлей и ростовщичеством. Активную роль в политич. жизни Флоренции играли со 2-й пол. 14 в., опирались на поддержку нар. низов [Сальвестро М. (ок. 1331 – 1388) имел отношение к восстанию чомпи, 1378]. Основателем династии М. считается Джованни ди Биччи (1360–1429), который, став финансистом Рим. двора, значительно укрепил экономич. могущество и влияние своей семьи. Он субсидировал строительство Оспедале-дельи-Инноченти и ц. Сан-Лоренцо, положив начало широкой меценатской деятельности Медичи.
Сын Джованни ди Биччи – Козимо, прозванный Старым (Старшим; Cosimo il Vecchio, 1389–1464), одержал победу в борьбе за власть с олигархич. группировкой Альбицци – Уццано и в 1434, после годичного изгнания в Венецию, с триумфом возвратился во Флоренцию. С этого времени и до конца своих дней он являлся фактич. правителем государства, не принимая никакого титула и не меняя республиканских форм гос. устройства. Сохранение его власти обеспечивал жёсткий контроль над выборами, не допускавший преобладания в гос. институтах его политич. противников. Характерной чертой правления Козимо Старого и наследовавших ему М. являлось покровительство гуманистам и людям иск-ва. Он собирал худож. произведения и книги. Оказывал поддержку известным гуманистам Н. Никколи, Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти, К. Ландино, обеспечивал заказы художнику Филиппо Липпи, архитектору Микелоццо ди Бартоломео, помогал скульпторам Донателло, Л. Гиберти, Л. делла Роббиа (см. Роббиа). Поощрял М. Фичино к исследованию древнейшей богословско-филос. мысли, способствовал складыванию вокруг него гуманистич. кружка, получившего широкую известность под назв. «Платоновская Академия». Посмертно удостоен от сограждан поч. титула «отец отечества».
С именем внука Козимо Старого – Лоренцо, прозванного Великолепным (1449–92, правил с 1469; см. Лоренцо Медичи), связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции. Сын и преемник Л. Медичи – Пьеро (1472–1503, правил с 1492; в 1494 изгнан народом, недовольным усилением финансового гнёта). Власть М. во Флоренции была окончательно восстановлена в 1530. В 1532 имп. Карл V пожаловал герцогский титул внуку Пьеро – Алессандро (1510–1537). После убийства последнего в 1537 во главе государства встал герцог Козимо I (1519–74), представитель др. линии М., ведущей своё происхождение от Лоренцо (1394–1440), младшего брата Козимо Старого. В 1569 Козимо I получил от папы титул великого герцога Тосканского. Проводил меркантилистскую политику, покровительствовал торговле, развитию мануфактур и с. х-ву. Посредством фискальных мер собрал значит. средства на строительство флота и ведение завоеват. войны. В результате воен. кампании 1554–55 присоединил к своим владениям Сиену. Покровительствовал наукам и иск-ву. Поддержкой Козимо I пользовались Флорентийская академия, ун-т в Пизе, художники, зодчие, гуманисты (Дж. Вазари, А. Бронзино, Б. Варки и др.). Политику Козимо I продолжили его сыновья Франческо I (1574–87), поощрявший занятия естеств. науками и основавший Круска академию делла, и Фернандо I (Фердинанд I; 1587–1609), с именем которого связано учреждение музея Уффици, строительство порта в Ливорно и проведение больших мелиорац. работ в Тоскане.
В 17 в. возглавляемое М. государство начало приходить в упадок (несмотря на это, М. по-прежнему поддерживали людей науки и иск-ва, в частности Г. Галилея). Последний представитель правящей династии по мужской линии – Джан Гастоне (1723–37) был бездетен, со смертью его сестры Анны Марии Луизы в 1743 владетельная линия дома М. пресеклась.
Два представителя рода флорентийских М. избирались папами: сын Лоренцо Великолепного – Джованни, под именем Льва X, и племянник Лоренцо Великолепного – Джулио, под именем Климента VII. К роду М. принадлежали также франц. королевы Екатерина Медичи и Мария Медичи.
Главные представители дома Медичи:
Джованни ди Биччи (1360–1429); Козимо Старый (Старший; 1389–1464), сын предыдущего, правил с 1434; Пьеро Подагрик (1416–69), сын предыдущего, правил с 1464; Лоренцо Великолепный (1449–92), сын предыдущего, правил с 1469; Пьеро (1472–1503), сын предыдущего, правил с 1492, в 1494 изгнан народом; Джованни (1475–1521), брат Пьеро, с 1513 папа Римский (Лев Х); Джулиано (1479–1516), брат Джованни, правил в 1512–1513; Лоренцо (1492–1519), сын Пьеро, правил с 1513; Екатерина (1519–1589), дочь Лоренцо, стала в 1547 франц. королевой (будучи женой Генриха II); Джулио (1478–1534), племянник Лоренцо Великолепного, с 1523 папа Римский (Климент VII); Ипполито (1511–1535), сын Джулиано, правил с 1524, изгнан из города в 1527; Алессандро (1510–37), правил с 1530.
Главные представители боковой линии
Козимо I (1519–74), герцог Флоренции с 1537, великий герцог Тосканский с 1569; его сыновья Франческо I (1541–87), великий герцог Тосканский с 1574, и Фернандо I (Фердинанд I) (1549–1609), великий герцог Тосканский с 1587; Козимо II (1590–1621), сын Фернандо I, великий герцог Тосканский с 1609; Джан Гастоне (1723–37), правнук Козимо II. К боковой линии М. принадлежала королева Франции (жена Генриха IV) Мария (1575–1642), внучка Козимо I.
Семья Медичи и художественная культура Италии
Представители династии М. оказывали сильное влияние на развитие иск-ва и культуры Италии на протяжении ок. 3 столетий; медичейский патронаж позволяет проследить эволюцию форм меценатства в Европе 15–17 вв.
Первые представители семейства М. в 1-й пол. 15 в. действовали в рамках позднесредневековых традиций. Движимые благочестием и гражд. долгом, они финансировали обществ. работы по украшению важных для коммуны памятников, а также церквей и монастырей, проявляя при этом исключительный индивидуальный вкус в выборе художников и проектов. Джованни ди Биччи входил в жюри знаменитого конкурса 1401 на создание бронзовых врат флорентийского баптистерия, финансировал строительство Воспитательного дома (арх. Ф. Брунеллески), в ц. Сан-Лоренцо основал семейную погребальную капеллу (Старая сакристия, арх. Брунеллески, скульптурный декор Донателло), следил за возведением надгробия Бальдассаре Коссы (антипапы Иоанна XXIII) во флорентийском баптистерии (авторы – Донателло и Микелоццо ди Бартоломео). Для его сына Козимо Старого (Старшего) подобная деятельность была одним из способов искупить грех ростовщичества, во многом способствовавший процветанию династии Медичи. Козимо придал меценатству новый, поистине ренессансный масштаб. Он тратил огромные суммы на большие архит. начинания, среди них: во Флоренции – перестройка мон. Сан-Марко (для которого также собрал ценную библиотеку), Палаццо Медичи, скульптурный декор Старой сакристии в ц. Сан-Лоренцо, вилла в Кареджи, мон. Бадия во Фьезоле. Гуманистически образованный человек, Козимо хорошо разбирался в архитектуре и иск-ве, интересовался античностью и обращался к лучшим флорентийским художникам своего времени: Микелоццо ди Бартоломео, Донателло, П. Уччелло, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, Дезидерио да Сеттиньяно.
Сыновья Козимо Старого – Джованни и Пьеро, не имея средств для финансирования крупных архит. проектов, проявляли интерес к собственно коллекционированию, основанному на индивидуальных пристрастиях (их портретные бюсты в античных одеждах были выполнены Мино да Фьезоле в 1450-х гг.). Джованни собирал монеты, статуи и манускрипты, построенная по его заказу Вилла Медичи во Фьезоле соответствует описаниям древней тосканской виллы у Плиния Младшего. Дезидерио да Сеттиньяно были заказаны 12 рельефов с изображениями цезарей для украшения Палаццо Медичи. Через отделение медичейского банка в Брюгге Джованни заказывал нидерл. живопись и шпалеры. Пьеро под влиянием дворов Сев. Италии (в первую очередь д’Эсте в Ферраре) проявлял вкус к богато декорированным и полихромным поверхностям, интересовался геральдикой. В его студиоло (не сохр.) пол и свод были покрыты майоликой, на своде располагались также 12 майоликовых медальонов с изображениями «Трудов Месяцев» (работы Л. делла Роббиа). Он коллекционировал античные геммы, также манускрипты, шпалеры, предметы мебели и обстановки, декоративно-прикладного иск-ва, серебро, ювелирные украшения, турнирные доспехи и пр. Росписи Б. Гоццоли (1459–62) в капелле Медичи во флорентийском дворце как нельзя лучше соответствовали его худож. пристрастиям. В последней трети 15 в. отношения патронов и художников становятся более личными, более тесными и непосредственными. Пример разностороннего и дальновидного мецената являет собой Лоренцо Великолепный. Представитель младшей ветви семейства Лоренцо ди Пьерфранческо покровительствовал А. Полициано и С. Боттичелли, которому заказал картины на мифологич. сюжеты («Паллада и кентавр», «Весна» и др.), работы на виллах в Треббио и Кафаджоло, иллюстрации к изданию «Божественной комедии» Данте. Он посоветовал молодому Микеланджело выдать созданную им статую «Спящий купидон» за античное произведение; c его рекомендательным письмом Микеланджело уехал в Рим (1496). Он же основал керамич. произ-во, которое позднее было перенесено в Кафаджоло.
Вышедшие из рода М. папы Лев Х и Климент VII внесли немалый вклад в развитие стиля Высокого Возрождения в Риме и его утверждение во Флоренции. Новый статус позволил им обратиться к масштабным публичным проектам, в т. ч. к архитектурным и градостроительным. Лев Х покровительствовал литераторам П. Бембо, Ф. Гвиччардини, Б. Кастильоне, Я. Саннадзаро, М. Дж. Вида. Продолжил начатое папой Юлием II украшение Ватикана: финансировал работы Рафаэля и его мастерской (росписи Ватиканских станц и лоджий, картоны для шпалер Сикстинской капеллы, портреты); в 1515 создал должность хранителя рим. древностей (Romanarum Antiquitatum Praes) для наблюдения за раскопками и сохранения античных древностей, на которую был назначен Рафаэль. Оба папы инициировали градостроит. преобразования в Риме: расширение улиц, строительство новых церквей и дворцов, при них был сформирован знаменитый «трезубец» улиц Корсо, Рипетта и Бабуино, сходящихся на пл. Пьяцца-дель-Пополо, продолжилось строительство Святого Петра собора. Климент VII выступил заказчиком фрески «Страшный суд» Микеланджело (в Сикстинской капелле), рим. Виллы Мадама Рафаэлю, многочисл. статуй Б. Бандинелли. Во Флоренции папы уделяли внимание объектам, традиционно находившимся под покровительством М.: по заказу Льва Х Микеланджело начал в 1519 возведение усыпальницы М. (капелла Медичи) в Новой сакристии ц. Сан-Лоренцо и создал проект фасада этой церкви (не осуществлён); для него была перестроена вилла в Поджо-а-Кайано, в интерьерах которой появились росписи А. дель Сарто, Я. Понтормо, Франчабиджо. При Клименте VII было начато строительство б-ки Лауренциана.
При дворе Козимо I, великого герцога Тосканского, иск-во и архитектура стали эффективными инструментами реализации династич. амбиций. Чтобы подчеркнуть преемственность со своими предками 15 в., Козимо I отреставрировал дворец М. (см. Палаццо Медичи–Риккарди), поддерживал б-ку Лауренциана, заказал Дж. Вазари портрет Лоренцо Великолепного. В перестроенном Бандинелли Палаццо делла-Синьория (Палаццо Веккьо), на некоторое время ставшем резиденцией великого герцога, Вазари и Ф. Сальвиати создали фрески, прославляющие род М., и в частности самого Козимо I. На 2-м этаже построенного по его заказу здания Уффици Козимо разместил худож. коллекции М., заложив тем самым основы будущего музея. Для украшения Флоренции, которая должна отражать его собств. величие, Козимо I заказал целый ряд скульптурных произведений: «Фонтан Нептуна» Б. Амманати, «Персей с головой Медузы» Б. Челлини и др. Козимо I считался главой и покровителем Академии дель-Дизеньо, входившие в неё художники работали по заказам герцога. Придворные художники Дж. Вазари, А. Бронзино, Б. Челлини, Пьерфранческо (Пьерино) да Винчи создавали парадные портреты; особыми привилегиями пользовался Я. Понтормо. В студиоло в Палаццо Веккьо (Скриттойо-ди-Каллиопе, не сохр.) Козимо I разместил приватную коллекцию бронзовых и мраморных статуэток, редкостей, документов, медалей и миниатюр. Супруга Козимо Элеонора Толедская приобрела быв. Палаццо Питти, которое было перестроено в стиле маньеризма Б. Амманатти и стало резиденцией герцогской семьи, рядом с ней были разбиты сады Боболи (арх. и скульптор Н. Триболо). «Коридор Вазари», проходящий над мостом Понте-Веккьо, соединил галерею Уффици с домовой ц. Санта-Феличита и Палаццо Питти. Великие герцоги выступали не только заказчиками произведений иск-ва, они стремились централизовать и развивать худож. жизнь в городе: при Козимо I Флоренция стала крупным центром создания гемм и медалей, он основал шпалерное произ-во (Arazzeria Medicea). Под его эгидой проводились раскопки этрусских древностей.
Франческо I увлекался науками, естествоиспытанием, отдавал предпочтения декоративно-прикладным искусствам, многие из которых практиковал лично. Его частные апартаменты в Палаццо Веккьо включали в себя в т. ч. сокровищницу и студиоло, украшенное в соответствии с программой В. Боргини (посвящённой господству человека над природой благодаря наукам и искусствам) фресками, картинами, мозаиками и статуэтками. Для своей второй жены Бьянки Капелло построил виллу в Пратолино (арх. Б. Буонталенти) с садом, полным террас, гротов, фонтанов, статуй и механич. затей. Перевёл гор. мастерские декоративно-прикладных искусств в Касино-деи-Медичи, построенное Буонталенти на пл. Сан-Марко, уделяя особое внимание мозаикам и инкрустациям из полудрагоценных камней (флорентийская мозаика), для работы с которыми приглашал мастеров из Милана. На основе организованных ими мастерских брат Франческо I – Фернандо I (Фердинанд I) основал в 1588 Опифиччо ди Пьетре Дуре (централизованное произ-во по худож. обработке полудрагоценных камней). Фернандо в свою бытность кардиналом в Риме коллекционировал антики, приобрёл виллу на холме Монте-Пинчо (ныне Вилла Медичи), фасад которой украсил античными фрагментами в стукковых обрамлениях; на вилле располагалась выдающаяся коллекция античной пластики (в т. ч. «Венера Медичи», «Борцы», «Ниобиды» и «Спинарио»). Став великим герцогом Тосканским, превратил конный монумент в самый распространённый тип гор. памятника, установив свои статуи (скульптор Джамболонья и его мастерская) во Флоренции и зависимых от неё городах Пиза, Ливорно и Ареццо, статую Козимо I – во Флоренции. Начал возведение мавзолея Великих герцогов (пристроен к ц. Сан-Лоренцо) – капеллы деи-Принчипи (1604, арх. М. Нигетти по проекту Дона Джованни Медичи), богато украшенной внутри облицовкой из полудрагоценных камней. При дворе его сына Козимо II работал Ж. Калло. Представители семейства М. в 17 в. покровительствовали театру, по традиции оказывали поддержку флорентийским художникам, коллекционировали совр. живопись, как итал., так и североевропейскую. При флорентийском дворе работали А. Маньяско, С. Роза и др. художники. Традиции семьи М. (меценатство, коллекционирование) продолжила Екатерина Медичи, будучи королевой Франции.