ДЕЗИДЕ́РИО ДА СЕТТИНЬЯ́НО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕЗИДЕ́РИО ДА СЕТТИНЬЯ́НО (Desiderio da Settignano; собственно Дезидерио ди Бартоломео ди Франческо; di Bartolomeo di Francesco) (между 1428 и 1432, Сеттиньяно, близ Флоренции – похоронен 16.1.1464, Флоренция), итал. скульптор. Учился в семейной мастерской, его отец и братья были резчиками мрамора; в дальнейшем, вероятно, работал в мастерской Б. Росселлино (участвовал в создании надгробия Б. Вилланы, 1451, ц. Санта-Мария-Новелла, Флоренция), позднее принимал участие в работе над фризом с херувимами в Капелле Пацци под рук. Донателло, чьё влияние было решающим для становления мастера. В сер. 15 в. Д. да С. – один из ведущих флорентийских скульпторов. Его гл. произведения – монументальные надгробие К. Марсуппини (между 1453 и 1464, ц. Санта-Кроче, Флоренция) и табернакль Св. Даров (1461–62, ц. Сан-Лоренцо, Флоренция) – отличаются усложнённостью традиц. композиц. схем и естественностью в передаче причудливых органич. форм и в имитации разл. фактур. Д. да С. также принадлежит множество камерных работ, как правило не датированных: барельефы «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Панчиатики», Нац. музей Барджелло, Флоренция), женские («Портрет девушки», Нац. музей Барджелло, Флоренция) и детские («Смеющийся мальчик», Худож.-историч. музей, Вена) портретные бюсты (последние иногда наделялись иконографич. чертами Христа или Иоанна Крестителя); небольшие статуи (Мария-Магдалина, ц. Санта-Тринита, Флоренция) и рельефы («Св. Иероним в пустыне», Нац. галерея иск-ва, Вашингтон). В портретах Д. да С., типологически восходящих к др.-рим. портретному бюсту, одухотворённость готич. пластики объединяется с архитектонич. ясностью формы и тончайшей графич. разработкой поверхности. Сложная игра светотени, возникающая благодаря мягкой многоплановой трактовке камня, и виртуозное использование возможностей сплющенного рельефа придают его рельефам живописные качества. Д. да С. возглавлял мастерскую, в которой работали его братья и скульптор Б. да Майано. Его влияние ощущается в скульптурных произведениях А. дель Верроккьо.