ВЕРРО́ККЬО АНДРЕА ДЕЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕРРО́ККЬО (Verrocchio) Андреа дель (собственно Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, Andrea di Michele di Francesco Cioni) [1435, Флоренция – 30.6(?).1488, Венеция (похоронен во Флоренции)], итал. скульптор и живописец. В юности занимался ювелирным делом; после 1457, предположительно, работал в мастерской Донателло в качестве литейщика и помощника. Во Флоренции В. выполнил целый ряд заказов семьи Медичи, в частности реставрировал античную скульптуру и оформлял празднества. Вероятно, к ранним произведениям принадлежит известная статуя «Давид» (бронза, ок. 1462–1465, Нац. музей Барджелло, Флоренция); работая над ней, В. вступил в заочное соперничество с Донателло (статуя «Давид», бронза, 1430-е гг., там же). Мягкости и гармонии облика персонажа Донателло, его задумчивости, плавности линий тела В. предпочёл более острую экспрессию образа, юношеский задор, картинность позы. Среди работ этого времени – предназначавшаяся для фонтана статуя «Путто с дельфином» (бронза, Палаццо Веккьо, Флоренция). Во 2-й пол. 1460-х гг. В. был уже одним из ведущих скульпторов флорентийской школы. В 1466 он получил заказ на исполнение монументальной бронзовой группы «Христос и апостол Фома» для ниши ц. Орсанмикеле. Завершённая в 1483, эта работа, благодаря глубине замысла, смелости композиции и совершенству исполнения, стала одним из лучших произведений В., предвосхитив стиль Высокого Возрождения. Необычно решено и установленное в Старой сакристии ц. Сан-Лоренцо надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1470–72) – изысканно-строгий по форме саркофаг из красно-лилового и зелёного порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканта. В. принадлежит также ряд портретных бюстов (Джулиано Медичи, терракота, ок. 1475–1476, Нац. галерея, Вашингтон, и др.).
Во Флоренции В. возглавлял обширную мастерскую, где обучались мн. выдающиеся художники. Сравнительно немногочисл. живописные работы В. созданы при участии его учеников: так, фигура ангела (слева) и частично пейзаж в картине «Крещение» [кон. 1460-х гг. (?) – ок. 1476, галерея Уффици, Флоренция] написаны молодым Леонардо да Винчи; картина «Товия с ангелом» (ок. 1473, Нац. галерея, Лондон) создана при участии П. Перуджино; «Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Донатом» (1475–85, собор в Пистое) написана совм. с Лоренцо ди Креди. В разное время в мастерской В. работали также С. Боттичелли и Д. Гирландайо.
Последняя монументальная работа В. – конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони – была заказана венецианским Сенатом в 1480 или 1481. В решении, найденном В., есть некая скрытая полемика с Донателло, автором конного монумента кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447–53): спокойному достоинству Гаттамелаты В. предпочёл агрессивное начало, лёгким антикизированным доспехам – тяжёлые латы и великолепный шлем, подчёркивающий грозную экспрессию лица, характерность горбоносого профиля. В. не было суждено увидеть этот монумент законченным; после смерти мастера отливкой памятника и его установкой руководил А. Леопарди (ему принадлежит и создание высокого постамента). Творчество В. завершает историю флорентийской скульптуры 15 в. Когда статуя Коллеони была торжественно открыта на венецианской пл. Санти-Джованни-э-Паоло (1496), во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело.