Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЕ́НЦА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 177

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПИЕ́НЦА, Пьен­ца (Pienza), го­род в Ита­лии, обл. Тос­ка­на, пров. Сие­на, в 50 км к юго-вос­то­ку от г. Сие­на. Нас. 2,2 тыс. чел. (2013). Совр. на­зва­ние с 1459; до это­го се­ле­ние Кор­синь­я­но, где ро­дил­ся па­па Рим­ский Пий II. По­сле смер­ти пон­ти­фи­ка ак­тив­ное строи­тель­ст­во пре­кра­ти­лось, го­род при­шёл в упа­док. Бу­ду­чи под вла­стью Сие­ны, П. вме­сте с ней во­шла в со­став вла­де­ний Ме­ди­чи (с 1569 Вел. гер­цог­ст­во Тос­кан­ское). С 1861 в еди­ном Итал. ко­ро­лев­ст­ве.

Пиенца. Площадь Пия II. 1459–62. Архитектор Б. Росселлино.

В цен­тре го­ро­да, на пло­ща­ди Пия II, – ан­самбль эпо­хи Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния, спро­ек­ти­ро­ван­ный и воз­ве­дён­ный Б. Рос­сел­ли­но в 1459–62 по за­ка­зу па­пы Пия II, од­но из ред­ких во­пло­ще­ний ре­нес­санс­ной кон­цеп­ции иде­аль­но­го го­ро­да. Его об­ра­зу­ют со­бор Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та (1459–62, ко­ло­коль­ня ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 1570), со­че­таю­щий ре­нес­санс­ный фа­сад, на ко­то­ром вос­про­из­во­дят­ся мо­ти­вы по­стро­ен­ной Л. Б. Аль­бер­ти ц. Сан-Фран­че­ско в Ри­ми­ни, с го­тич. ин­терь­е­ром; Па­лац­цо Пик­ко­ло­ми­ни (2-я пол. 15 в., внутр. двор с ароч­ны­ми га­ле­рея­ми, зад­ний фа­сад в ви­де 3-ярус­ной лод­жии, вы­хо­дя­щей на реч­ную до­ли­ну), воз­ве­дён­ное по об­раз­цу фло­рен­тий­ско­го Па­лац­цо Ру­чел­лаи; Епи­скоп­ский дво­рец (Па­лац­цо Вес­ко­ви­ле, или Па­лац­цо Борд­жиа) с вы­де­лен­ной осью сим­мет­рии на фа­са­де, ко­то­рая сов­па­да­ет с иде­аль­ной точ­кой зре­ния на зда­ние (c 1998 при­ход­ской Му­зей цер­ков­но­го иск-ва); Па­лац­цо Ко­му­на­ле (пе­ре­строе­но в 1900). Гео­мет­рич. вы­мос­тка тра­пе­цие­вид­ной пло­ща­ди вы­яв­ля­ет её центр, под­чёр­ки­вая её сим­мет­рию. Во­круг пло­ща­ди бы­ла на­ча­та за­строй­ка ули­цы Виа дел­ле-Ка­зе-Нуо­ве и ре­кон­ст­рук­ция ста­рых зда­ний в ре­нес­санс­ном сти­ле, ос­тав­шая­ся не­завер­шён­ной в свя­зи со смер­тью за­каз­чи­ка про­ек­та (па­пы Пия II). Центр П. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Сре­ди др. по­стро­ек в го­ро­де и ок­ре­ст­но­стях: ро­ман­ские аб­бат­ст­во Сан-Пьет­ро-ин-Кам­по (1031) и ц. Сан­ти-Ви­то-э-Мо­де­сто-а-Кор­синь­я­но (12 в.), го­тич. церк­ви Сан-Фран­че­ско (13 в.), Сан­ти-Ле­о­нар­до-э-Кри­сто­фо­ро-а-Монтиккьелло (2-я пол. 13 в.), ре­нес­санс­ные мон. Сан­та-Ан­на-ин-Кам­пре­на (ос­но­ван в 1324–1334, пе­ре­стро­ен в кон. 15 – нач. 16 вв., за­тем в кон. 18 – нач. 19 вв., цер­ковь – 1517, в ре­фек­то­рии – фре­ски Со­до­мы, 1504) и ц. Сан-Ник­ко­ло-а-Спе­да­лет­то (ос­но­ва­на в 14 в., ре­кон­струи­ро­ва­на в 15 в., за­но­во ос­вя­ще­на в 1462), ба­роч­ная ц. Сан­та-Ка­те­ри­на (кон. 17 в. – 1731). Ту­ризм. В ок­рест­но­стях – по­сад­ки оли­вы, про­из-во олив­ко­во­го мас­ла.

Лит.: Mack C. R. Pienza: the creation of a Renaissance city. Ithaca, 1987; Mannucci G. B. Pienza. Arte e storia. 3 ed. San Quirico d’Orcia, 2005.

Вернуться к началу